Прoблeмы энeргoсбeрeжeния и микрoклимaтa шкoл
Бoльшинствo укрaинскиx шкoл пoстрoeны пo типoвым прoeктaм, рaзрaбoтaнным 40-50 лeт нaзaд. Пoнятнo, чтo трeбoвaния к кoмфoрту и энeргoэффeктивнoсти пoмeщeний с тoгo врeмeни знaчитeльнo пoвысились. Тaкжe в мирe дo сиx пoр прoдoлжaeтся эпидeмия кoрoнaвирусa. Пoэтoму сeйчaс сaмoe врeмя oсмыслить инженерное оборудование школ, в первую очередь, с точки зрения обеспечения здоровья и безопасности детей.
Исследования ученых позволили установить влияние застоявшегося воздуха на распространение инфекционных заболеваний и самочувствие учеников. Отсутствие притока свежего воздуха в помещениях сказывается на повышении концентрации углекислого газа, а также прогрессировании микробов и бактерий. Стандартное проветривание классов на переменах дает временный результат, который исчезает после 20 минут пребывания в помещении и не позволяет добиться соблюдения санитарно-гигиенических требований. В холодное время года нельзя оставлять открытыми окна, что не позволяет проветривать класс постоянно. Именно по этой причине системы вентиляции являются необходимым и обязательным условием эксплуатации современных школ.
Системы вентиляции украинских школ
В государственных учебных заведениях используется минимальное количество оборудования для обустройства вентиляции. В частных школах количество используемых устройств и тип смонтированных венткоробов зависит от стандартов и преимуществ организации. Сегодня существует два основных вида вентиляции, которая используется в школах: естественная и механическая приточно-вытяжная.
Первый тип встречается только в учебных заведениях старого типа. Чаще всего в учреждениях отсутствуют даже вентиляционные воздуховоды, поэтому приток свежего воздуха осуществляется путем проветривания классов. В лучшем случае для поддержания нормативных показателей качества воздуха используются приточные клапаны на окнах. Недостатком являются значительные теплопотери на нагрев приточного воздуха и невозможность качественно контролировать параметры воздуха в классах.
Для того чтобы системы вентиляции и отопления отвечали современным требованиям, необходимо проводить проектирование и монтаж инженерных систем.
В процессе проектирования и выполнения расчетов системы вентиляции учитываются следующие факторы:
- график пребывания в классе в течение длительного периода времени;
- уровень шума при работе оборудования;
- нормы воздухообмена;
- температурные режимы и прочее.
Нормы воздухообмена разные для каждого типа помещений. Например, расчет на одного человека может быть определен по следующим показателям:
- 20 м3/ч в классах и аудиториях;
- 80 м3/ч для спортивных залов;
- 20 м3/ч в столовой.
Сегодня в частных и государственных школах нового типа устанавливаются приточно-вытяжные системы вентиляции, которые обеспечивают приток свежего воздуха и удаление углекислого газа в постоянном режиме. Использование полного комплекса оборудования помогает снизить расход электроэнергии, достигнув качественного воздухообмена в помещениях разного назначения. Приточно-вытяжная система может быть двух видов: только с нагревом воздуха в зимний период года или с нагревом воздуха зимой и кондиционированием летом.
Система вентиляции с устройствами нагрева воздуха обеспечивает постоянное поддержание комфортного климата. Система нередко оборудуется устройствами рециркуляции тепла, что позволяет снизить затраты на нагрев воздуха до 70%. Система имеет высокий КПД, однако не создает комфортных условий в летнее время.
Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и кондиционированием воздуха — полностью укомплектованная система, отличающаяся повышенным контролем климата в помещениях. Наличие нагревательного оборудования и камер охлаждения воздуха позволяет регулировать температурные режимы в любое время года. Используется сложная система автоматизации, что делает ее совершенной для современных условий эксплуатации в школах. Недостатком является высокая цена на оборудование, разработку и монтаж вентиляции.
В государственных школах повсеместно используются природные вентиляционные системы. В частных учебных заведениях популярностью пользуются приточно-вытяжные с оборудованием для нагрева воздуха. Третий тип систем используется реже всего из-за высокой стоимости. В целом большинство школ нуждается в реконструкции систем вентиляции.
Основные задачи реконструкции — комфортный микроклимат в помещениях, энергосбережение и энергоэффективность.
Реконструкция отопления школ
Реконструкция системы отопления школы с устройством теплового пункта или индивидуальной котельной позволяет снизить расходы на отопление от 30 до 50%. При реконструкции системы отопления необходимо проводить замену трубопроводов, подводок, запорной арматуры и радиаторов. Устройство системы погодного регулирования позволяет автоматически поддерживать температуру теплоносителя в подающем трубопроводе на необходимом уровне, в зависимости от температуры воздуха снаружи, времени суток и дня недели, что позволяет экономить на оплате за отопление.
Современные инженерные решения, материалы и оборудование очень отличаются от тех, которые применялись ранее. Поэтому грамотный подбор оборудования не менее важен, чем качество монтажных и проектных работ. Наиболее распространенным решением на данный момент являются секционные и панельные радиаторы, подключенные к двухтрубной горизонтальной системе отопления.
Реконструкция систем отопления и вентиляции чаще всего выполняется в период проведения капитального ремонта. При этом устаревшие сети заменяются на новые, которые в большей степени соответствуют требованиям относительно энергосбережения, внешнего вида, а также техническим параметрам. Осуществлять реконструкцию должны только профессионалы. Самостоятельное выполнение работ может привести к серьезным просчетам, из-за которых в будущем возможны аварии и полный выход оборудования из строя. Профессиональные мастера компании ООО «Теплософт» выполняют поставленные задачи тщательно и ответственно, они способны сделать перепланировку инженерных сетей любой сложности.