Ф. Духлий: наше образование превратилось в культ

Ф. Дуxлий: нaшe oбрaзoвaниe прeврaтилoсь в культ

Aвтoр: Филипп Дуxлий,   дирeктoр aльтeрнaтивнoй шкoлы BroBots.

С нaшим oбрaзoвaниeм чтo-тo нe тaк. В нeм нeт жизни, oнo oмeртвeлo, прeврaтилoсь в культ, в нaбoр мaлo кoму пoнятныx ритуалов и действий. Почему надо учить именно так и именно такой набор знаний?

Надо хорошо сдать ЗНО. Надо поступить в институт. Надо иметь хорошие оценки. Надо знать площадь земли, отведенной под картофель в Житомирской области, и пару стихов Тараса Шевченко. Чтобы что?

Тут мы встречаемся с большим количеством защит. Начиная от «для общего развития», заканчивая упокоением родительской тревоги по поводу будущего ребенка.

Наше образование выродилось в набор интроектов. Потому что гладиолус. Есть правила, положения, законы, утвержденная школьная программа – бери и выполняй, знай и не задавай вопросов.

Интроект – это то, что мы заглатываем внутрь себя без ассимиляции, без переваривания и усвоения. Интроект – чужеродный объект внутри. А все чужеродное мало того, что вызывает отвращение и внутренний конфликт с природными потребностями, так еще и высвобождает большое количество несвязанной свободной агрессии, которая должна была употребиться на ассимиляцию интроекта (чужеродных знаний).

И эта несвязанная агрессия или направляется на себя (я тупой, плохой, неспособный, никчемный), и мы получаем депрессивную позицию со склонностью к самоубийству. Или неудовлетворенный голод по знаниям возвращается как жадность в других областях – в компьютерных играх, курении, алкоголе, наркотиках, принятии, похвале и т. д.

Но главным последствием такого «обучения» становится перенасыщение интроектами и неспособность различать, где свое, а где – чужое.

Ребенок, заканчивающий школу, не понимает, чем он хочет заниматься, где его интерес. От такого огромного количества чужеродных ему знаний он перестает различать, чего он на самом деле хочет, как планирует реализовывать себя.

И тут «на помощь» приходят родители, которые «назначают» ребенку, куда он будет поступать и чем заниматься, подсовывая ему очередной интроект в его жизни. А потом, годам к 40, когда энергия начинает уменьшаться, такой ребенок вдруг понимает, что живет не свою жизнь и с пустотой внутри.

И в этой ситуации нет простого решения. Альтернативные школы ударяются, как правило, в противоположную сторону, предоставляя детям максимум свободы, минимум фрустрации, и дети испытывают шок, сталкиваясь с реальной жизнью, где они не уникальные снежинки, а «пошел нахер, вот почему».

Частные школы, идущие по стандартной схеме, отличаются, в основном, качеством среды и бОльшим уважением к детям, но продолжают кормить детей интроектами, только в более мягкой форме.

Наверное, новый формат образования должен строится на искоренении интроектов. И прежде всего, среди администрации, учителей и родителей.

А проект по обучению детей – это, прежде всего, проект по обучению всех, кто в нем задействован, и только в последнюю очередь – детей. Потому что подобное будет рождать подобное.

Поэтому я хочу сказать, что с нашими детьми все хорошо. Это у нас с вами проблемы.

P. S. Текст написан на базе идей Перлза и гештальт-подхода.

Оригинал

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.