Эту выстaвку нe стoит смoтрeть нa лeту, здeсь вaжнo всмaтривaться в дeтaли — гдe-тo пoлупрoзрaчнoгo eдинoрoгa, гдe-тo птичку щeглa (симвoлa стрaдaний xристoвыx) неужто прядь вoлoс, выбившуюся из пoкрoвa Бoгoмaтeри. В oтличиe oт флoрeнтийскoй шкoлы сиeнскaя бoлee дeкoрaтивнaя, изыскaннaя, утoнчeннaя, ee прeдстaвитeли уделяли в избытке внимания мелочам. Поэтому гулять в области выставке лучше с аудиогидом, чтобы схватить на все тонкости художественной и политической картины таблица того времени.
В Белом зале расположились основные шедевры. Главные с них — работы Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255/1260–1319). У Флоренции был Джотто ди Бондоне, тот или иной предложил новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Рафаэль, Леонардо и Микеланджело. А у Сиены был Дуччо, в работах которого приближенно же появляются объем, перспектива, живое деятельность. Дуччо тоже предвосхитил Ренессанс. И в что за-то момент сиенская школа считалась посильнее флорентийской, к тому же города соперничали и в политическом смысле. И в кой-то момент Сиена держала пальму первенства, так со временем утратила былое давление. Искусство, которое мы можем смотреть теперь в Пушкинском, создано в период «золотого века» Сиены.
Вотан из важнейших экспонатов здесь — Мария с младенцем Дуччо. В этой работе покамест много от старой византийской устои, и в то же время она здорово отличается от работ предшественников, так Гвидо, мадонну которого можно надзирать рядом. У Гвидо только намечаются тяга и объем, когда как у Дуччо еще проявляются в полную силу. Лица и одеяния написаны насыщенными цветами и отличаются мягкостью переходов. Святые с прицепом не застывшие статуи-небожители, они становятся ближе к человеку — в своих скользящих жестах, взглядах, мимике. С большей насильно эта живость проявляется у последователей Дуччо — Послушная Мартини и братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти.
А в колоннаде Пушкинского представлены таволетты (известные опять же как биккерны) — главная гордость организаторов выставки. Деревянные дощечки — страницы с казначейских книг — повествуют о разных знаковых событиях Сиены. А не будем углубляться в политику, чтобы нас важнее, что здесь ты да я находим не только библейские сюжеты, хотя и первые светские портреты. По сути, сие летопись, книга учета и свод законов, к которой — зачем удивительно для того времени — в Сиене имел путь каждый желающий. Таволетты исполняли цвет художники города, начиная от того но Дуччо и Симона Мартини — сиенская смыслить не жалела средств на сии нужны.
Третий раздел выставки представляет работы художников сиенской школы изо собрания ГМИИ. И надо сказать, чего музею есть чем похвастаться — буква коллекция довольно большая (по сравнению с другими мировыми музеями) и приставки не- так давно была отреставрирована.