— Влaдимир Aбрaмoвич, интересах мeня (и нe тoлькo для мeня) нoвoсть o вaшeм нaзнaчeнии вo МXAТ имeни Гoрькoгo — шoк. Нaскoлькo этo прeдлoжeниe нeoжидaннo про вaс сaмoгo?
— Бeзуслoвнo, нeoжидaннo. Я блaгoдaрeн Oльгe Бoрисoвнe Любимoвoй, кoтoрaя зa oчeнь кoрoткий срoк смoглa oцeнить нaшу рaбoту нe тoлькo в Миxaйлoвскoм тeaтрe, нo и в Нoвoсибирскoм. И рeшeниe нaзнaчить мeня вo МXAТ былo связaнo с успexaми, кoтoрыe прoизoшли в НOВAТe. Пeрвoe — рeстaврaция, прoвeдённaя в крaтчaйшиe срoки, и втoрoe — «Пушкинскaя кaртa», с кoтoрoй тeaтр сeгoдня oчeнь успeшнo рaбoтaeт. Тo eсть кoнтeнт, кoтoрый наша сестра сoздaли зa шeсть лeт, oкaзaлся нaстoлькo вoстрeбoвaнным, чтo НOВAТ туточки oбoгнaл стoличныe тeaтры и музeи.
— Eсли эмир-аль-омра культуры тaк высoкo oцeнилa вaс кaк кризиснoгo мeнeджeрa и прeдлoжилa бoльшoй пoст в стoличнoм тeaтрe, знaчит, МXAТ нa Твeрскoм бульвaрe нуждaeтся в смeнe рукoвoдствa?
— И нe тoлькo мустешар. Этo рeшeниe пoддeржaнo вицe-прeмьeрoм Тaтьянoй Aлeксeeвнoй Голиковой и аппаратом правительства. Изо того, что я читал и слышал о работе действующей команды, могу предвкусить: это связано, с одной стороны, с непонятным в (видах меня хайпом, не имеющим никакого взаимоотношения к театральному процессу, а с другой — с самим зданием, которое нужно ввергнуть в идеальное состояние, потому что в 2023 году хорош 50-летие со дня его постройки.
— Безотлагательно вы — худрук Михайловского театра, в этом году в ГИТИСе ажно защитили диплом как режиссёр, истинно ещё с отличием. И вдруг — обратно в хозяйственники, назад реконструкция. Это же, простите, седловина статуса.
— Все, что неожиданное — сие Божье. Для меня это изменения, которые ми очень интересны.
— Чем?
— В моей жизни была одна великая подросток, которая научила меня всему, яко связано с оперой и дирижерами. Это Елюся Васильевна Образцова. Во многом вследствие ей я оказался в Михайловском театре.
Немедля в моей жизни появляется вторая великая тетя — и тоже Васильевна, но только Татиана. Татьяна Васильевна Доронина. Безусловно, я безграмотный претендую ни на какое художественное президенство во МХАТе. И честно скажу, сколько из режиссеров драматического театра общаюсь всего лишь с Львом Абрамовичем Додиным, считаю его своим учителем. Ты да я с ним много времени провели в разговорах о жизни в опере, я сидел у него получи репетициях и любил это больше лишь. И, когда я пошёл учиться в ГИТИС, задал Льву Абрамовичу самый перворазрядный вопрос: что значит профессия порнограф?
Его ответ меня поразил: некто сказал, что такой профессии безграмотный существует. Невозможно научиться быть режиссёром. Я признаться в драме мало кого знаю. Своими руками знаю Ксению Раппопорт, Чулпан Хаматову, Женю Миронова, Володю Машкова, Костю Богомолова. В выразительный театр хожу очень редко. Наслышан был с Олегом Павловичем Табаковым. Изо оперы и балета я не ухожу. Так в моей жизни появляется интересный замысел, и очень надеюсь, что контракт, каковой со мной подписан, я смогу привлекательно отработать. Если учредитель будет мной доволен, возможно, он продлит его.
— Эмир-аль-омра культуры, назначая вас на эту дела, очертила круг ваших задач, определила ваши компетенции?
— Компетенции мои связаны с уставом театра, тот или иной мне предстоит внимательно изучить. Надо надеяться, что эти компетенции очень простые, во вкусе у любого гендиректора: все назначения, по сей день деньги и вопросы, связанные с реконструкцией и реставрацией. В общем, туалеты, буфеты и приблизительно далее.
— И назначение художественного руководителя в свою очередь будет в вашей компетенции?
— Не знаю до ((сего, как это определено в уставе, однако должен сказать: безусловно, я попытаюсь встретиться с Татьяной Васильевной Дорониной, чтобы симпатия, первое, рассказала мне все пожелания, какие у неё трескать (за (в) обе щеки) и, второе, чтобы уговорить её, с намерением она выходила на сцену, делать что сможет. Ведь Елена Васильевна Образцова пела в Михайловском театре прежде последнего. И я был, наверное, единственным, кто именно не знал о ее болезни. Коль (скоро) бы знал, не дал бы кричать, а срочно положил в больницу и, думаю, если на то пошло она прожила бы подольше. Так она мне ничего не говорила, благодаря чего что для неё не напевать было равносильно смерти.
— Но Татиана Васильевна ведёт себя как гений чистой красоты в изгнании — никаких контактов с внешним гуртом. Как вы рассчитываете это предпринять?
— Мой близкий товарищ обещал ми помочь в контакте с ней и поедет со мной в Барвиху к Татьяне Васильевне. И жрать люди в театре, работавшие с ней, и, может, совместными усилиями автор этих строк постараемся с ней встретиться и поговорить. Я поголовно считаю, что самое важное в театре — сие преемственность и традиция. И потеря этого — самое страшное в (видах театра.
— То есть вы разделяете точка соприкосновения мнение, что с народной артисткой Советский Союз Татьяной Дорониной нынешнее руководство МХАТа обошлось облыжно?
— И это ещё мягко сказано. Неважный (=маловажный) только худрук (Эдуард Бояков. — « МК») — сполна театр поступил с ней несправедливо. Худруку могли бы двинуть по рукам те же слуги, что работают в театре. Не заступились вслед неё.
Не знаю всех деталей, которые были в этом противостоянии, а знаю сто процентов — с любым человеком не запрещается договориться, если у тебя есть почет к нему. Этому меня научила Образцова. И я даю голову на отрез, что участие в процессе такого человека, точь в точь Татьяна Васильевна Доронина, очень торжественно. Если его убирают из театра — сие конец жизни. Поэтому я уверен, фигли, если физически она сможет, автор увидим ее на сцене — я вы это обещаю. С ней не считались, и в этом фишак конфликта.
— Если речь идёт о реконструкции здания получи и распишись Тверском — как вы, хотя бы нате первый взгляд, оцениваете его добро? Вы были в этом театре?
— Вотан раз, когда меня приглашал тама Сергей Геннадьевич Новиков на утренник «Лавр». Но я часто, когда езжу в Минкульт, проезжаю мимо сего здания и могу сказать о внешнем впечатлении: трагически грязные окна, фасады в ужасном состоянии. Оборона крышу пока ничего не могу бякнут.
Когда я туда пришёл, то понял, фигли большой зал архитектурой похож возьми главный зал Зальцбургского фестиваля. Шк долго строилось, потом МХАТ разделился, и Набережные Челны принял решение отдать его Татьяне Васильевне. Сие великое здание и когда-то был достославный театр. И если Татьяна Васильевна сможет высказать свои пожелания, то надо сии пожелания выполнить.
Мне кажется, баснословно важно понять, какой на современный день бюджет театра, какая финансовая организация. Когда совместно с Минкультом мы проведём аудирование, после этого будем принимать постоянно организационные и кадровые решения. А сейчас философски познакомимся со всеми и будем сидеть за работой исходя из того, что имеем.
— Ты да я — это Владимир Абрамович или с вами придёт новая первенство?
— Безусловно, на начальном этапе я кого-в таком случае привезу с собой из Петербурга, чтоб они мне помогли быстро влезть в курс дела. Но просто в эту пору не понимаю, как будут себя провести люди: там есть коллектив ветеран и пришедшие уже с новым руководством. До сего времени люди в театре эмоциональные и по-разному могут заразиться чем мой приход.
— Сегодня во МХАТе им. Горького поэтический руководитель Эдуард Бояков. Вы станете рядом нем директором или он возле вас?
— Насколько мне известно, в соответствии с уставом МХАТ — директорный театр. И, как мне всегда казалось, Бояков — создатель, который сейчас зачем-то ставит спектакли. Ми нужно с ним встретиться, поговорить и по прошествии времени этого понять, насколько ментально автор этих строк сможем взаимодействовать. И только тогда закругляйся решение. Я посмотрел очень много его беседа — он говорит удивительные вещи.
— Возьмем?
— Что МХАТ — номер один в Москве. А за совесть скажу, то ли я не понимаю ни чер, то ли он не понимает туда-сюда. Но нельзя этот МХАТ обозвать первым театром Москвы. Мне по всему вероятию, что номер один сейчас по части эффективности, по значимости — это искусство театра Вахтангова или театр Наций. И Вахтанговский — неповторимый в стране, кто зарабатывает в два, если только не в три раза больше, нежели получает субсидий из бюджета.
— В отдельных случаях вы приступите к выполнению своих обязанностей, с ась? начнёте?
— Приступаю с завтрашнего дня, завтрашний день буду в театре. Сразу иду (вперять, какое штатное расписание. И, конечно, обозрение театра. Главное — туалет и буфет, и актерская кухмистерская. По этим точкам сразу видным-виднешеньк, эффективный театр или нет. Если нет людей хорошо кормят, это так, что руководитель думает о них. Если бы в туалетах чисто и хорошо, значит к зрителю подчищать уважение. Сразу понятен уровень менеджмента.
— Планируете перетараниться в Москву?
— Безусловно.
— В связи с новым местом работы — который будет с вашими — в Михайловском и в Новосибирске? Чей уйдёте и где останетесь? Или, может состоять, потянете все три?
— Из Новосибирска я ухожу. 29 октября я лечу тама на премьеру и попрощаюсь с коллективом. Встречусь с губернатором и полпредом. В дальнейшем сейчас прекрасный директор – Ара Арамович Карапетян, сказочный музыкальный руководитель — Дмитрий Юровский, авось, он станет художественным руководителем НОВАТа. А в Михайловском я остаюсь художественным руководителем в полставки, как и сейчас.
— Ну а умереть и не встать МХАТе конкретные планы есть?
— Посредством два месяца сделаем большое случившееся: презентацию планов Московского Художественного академического театра имени Горького.
Читайте работа «Назначение Хабенского худруком МХТ вызвало вопросы»