Мoскoвский музeй дизaйнa пoявился в Мoсквe 10 лeт нaзaд и нaчинaлся с экспoзиции в лaрькe, a двa гoдa нaзaд музeй стaл пoстoянным рeзидeнтoм Трeтьякoвскoй гaлeрeи. Eсть чeму рaдoвaться. Дизaйн и в цeлoм дeкoрaтивнoe искусствo пoлучaют всe бoльшe зaслужeннoгo внимaния. Музeй дeкoрaтивнoгo искусствa, нaпримeр, нeскoлькo мeсяцeв нaзaд прeдстaвил стрoйную дизaйнeрскую выстaвку «Вeщь», рeшeнную в видe тoтaльнoй инстaлляции, с пoмoщью кoтoрoй мoжнo прoйтись пo прeдмeтнoй эстeтикe минувшeгo вeкa. Прoeкт Трeтьякoвки — другoй пo курaтoрскoму рeшeнию и фoрмe пoдaчи. Этo пoпыткa пoгoвoрить oб oсoбoм пути oтeчeствeннoгo дизaйнa — скoрee любoпытный зaчин, нежели полномасштабное исследование. Выставку поделили получи четыре раздела — авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный проектирование, современный дизайн. В каждом из них — характерные и нехарактерные упражнения своего времени.
Все начинается с авангарда, какой-никакой приносит в постреволюционную страну с новыми идеалами свою моду. В ней бессчётно геометрии, контрастов, ритмичной структуры — фасоны и орнаменты пропитаны быстро конструктивизма. И в то же время художники обращаются к народным мотивам, перекладывая устои на передовой визуальный язык. Творцы нового времени стараются свершить одежду и мебель удобной и функциональной, придумывают близкие костюмы для конкретных профессий и занятий. После этого, конечно, не могло обойтись безо прозодежды Варвары Степановой, принципы которой возлюбленная описала в журнале «Леф» №2 за 1923 время: «Вся декоративная и украшающая сторона одежды уничтожается лозунгом: «удобство и целесообразность». Одна с этикеток к эскизу спортивного костюма художницы рассказывает о ее идеях, все-таки, без упоминания самого манифеста, опубликованного в знаковом журнале, редактором которого был Маяковский. Блистает своим отсутствием здесь и знаменитого фото Евгении Соколовой (секретаря Осипа Брика, с которым ее связывали больше чем близкие отношения) в том самом костюме, неужто да ладно. Зато есть современные реплики вещей 20–30-х годов и реконструкции авангардных стульев, также в духе конструктивизма. Вообще, современных реплик возьми выставке больше, чем оригиналов. Довоенная век, например, демонстрирует игрушки, воссозданные по части журнальным эскизам. Вместе с проектами и экспериментальными разработками показываются и аутентичные манатки, которые были в каждом доме, — железные кровати, бабушкины табуреты, лампы за исключением. Ant. с абажуров.
Подход по принципу популярного мема «ожидание — реальность» делает выставку контрастной. Около в каждом разделе (кроме финальных — с работами современных художников и дизайнеров) свидетель сталкивается с сопоставлениями. Вот, например, истинный мебельный гарнитур (шкаф, зеркало, топчан etс.) в стиле советского ар-деко, принадлежавший основателю научно-исследовательского института технической эстетики Юрию Соловьеву. Большая диковина. Подобный мог находиться только в квартире избранного, обычные персонал все еще сидели на лавках и спали в железных кроватях, укрываясь одеялами в клеточку. Однако и эти всенародные предметы прошлого в наши час вдохновляют современных дизайнеров, оттого в сравнении с упомянутым одеялом показывают свитер в такую а клеточку молодого модельера. А рядом с цветочным платьем 40–50-х годов — его современную реплику дизайнера Марии Смирновой. Такие переклички того времени с современностью интересны, и так и создают некоторую мешанину, ведь, безлюдный (=малолюдный) читая мелкий шрифт, можно и маловыгодный догадаться о кураторском решении.
Неоклассика (скажем называемый сталинский ампир) представлена держи примере работ Абрама Дамского. Дьявол, как и многие, вырос из авангарда (получи и распишись выставке есть восстановленные по эскизам светильники Дамского с его дипломного проекта, которым руководил Родченко), только со сменой политического и художественного курса ушел в «новую роскошь». Женственный создавал люстры для московского подземный дворец и министерских зданий. Величие советской империи нужно было представлять наглядно — всенародное метро, созданное наравне дворец, подчеркивало мощь страны. Женский исполнял заказы филигранно. Вместе с эскизами его величественных люстр и одним «живым» примером таковой автор находим и простые лампы, что были в каждом доме, — минус особого дизайна.
Самый интересный эра — это 60–80-е, когда возвращаются идеи авангарда и вопрос на функциональность и удобство. Кстати, делать за скольких раз в 1961-м впервые в русском языке возникает обещание «дизайн» — оно появляется в журнале «Декоративное пение СССР» в переводной британской статье. Поперед того дизайнеров называли оформителями, все же, эта история на выставке мало-: неграмотный рассказывается, ну да ладно. Зато тут. Ant. там показаны совершенно фантастические проекты, подавляющая из которых так и остались сверху бумаге. Например, есть образец системы, которую ты да я бы сегодня назвали «умный дом». Тогда и ноутбук, и стильные подвесные колонки в комплекция шаров (стереосистема), и прототип домашнего кинотеатра с оригинальным пультом, идеже яркие кнопки расположена наискось (для того удобства пальцев). А ведь первый субноутбук появился в 1982-м и выглядел не бесцельно стильно, как советский образец. Впрочем наверху идею не поняли — завернули. Та но история произошла с проектом беспроводного телефона (проектирование Колотушкина и Таубе, 1980-е). Рядом с эскизами аппарата будущего, какой-либо и сегодня смотрится очень современно, висит обыдённый настенный дисковый телефон, который был у большинства. К сожалению, многие идеи — в гонке после дешевизной и массовостью — не были реализованы. Хотя были и исключения — так, по проекту Валюся Кобылинского стали производить огромные самосвалы с десятками фар и кузовом, что «наезжает» на кабину сверху. Их делают и вот-вот, только не в России, а в Белорусии. Опять-таки, нередко разработки «слизывали» с зарубежных моделей, неизвестно зачем, например, «Запорожец», представленный в центре выставки, — неуклюжая объяснение итальянского «Фиата». В финале выставки наблюдатель сталкивается с примерами работ современных дизайнеров, многие с которых, увы, создаются за границей. А уже с инсталляциями молодых художников Сандры Гуцати и Инны Бодровой в виде полупрозрачных фигур, висящих в пространстве. Сии арт-объекты из ткани едва оторваны от реальной жизни, а их все же можно обуть на себя. Чтобы удивить всех округ, допустим, на вернисаже.