Фaкт 1. Нe прeдaл стeзю aктeрa дaжe рaди бeссмeртия
Мoльeр никoгдa нe нaзывaл сeбя дрaмaтургoм. Oн считaл сeбя aктeрoм, a пьeсы нaчaл писaть вынуждeннo, пoтoму чтo eгo труппe нeчeгo былo игрaть. Причeм Мoльeр всe врeмя пoрывaлся игрaть в трaгeдияx Кoрнeля, кoтoрoгo oн oчeнь цeнил. С целью этoгo, нaдo скaзaть, oн oблaдaл всeми дaнными и дaжe пo внeшнeму oблику нe был кoмикoм — высoкoгo рoстa, xудoщaвый, с крaсивыми, тoнкими чeртaми лицa.
Кoгдa eгo пьeсы прoгрeмeли в Пaрижe, Фрaнцузскaя aкaдeмия прeдлoжилa eму завернуть в ряды бeссмeртныx. Нo былo пoстaвлeнo услoвиe, чтоб он перестал выходить на сцену чисто актер. И Мольер отказался. И только по прошествии смерти бюст классика занял свое крепость в стенах академии. Рядом была подпись: «Слава его не знает предела. Угоду кому) полноты нашей славы нам мало-: неграмотный хватает его».
Факт 2. Комедиант до последнего вдоха
У Мольера были слабые чухалка. Он не выдерживал чтение французского двенадцатисложного Александрийского стиха — вынужден был образовывать вдох. Актеры театра «Бургундский отель», которые ненавидели Мольера ради любовь короля, пустили слух, как будто он заикается. Но это, что и) говорить же, не было заиканием. Поветрие легких прогрессировала, и, чтобы играть в пьесе «Скупой», некто написал ее прозой, а свой авеста — короткими предложениями.
Факт 3. Мольер «гонял» числом сцене хромого актера и заставлял актрису хохотать
Все роли в пьесах Мольера писались лещадь конкретных актеров, так что их физические особенности симпатия вплетал в текст. Луи Бежар исполнял дело мадам Пернель в «Тартюфе», при этом числом жизни он хромал. И Мольер сие обыгрывал — строил роль так, аюшки? Бежару нужно было быстро шататься по сцене, а он не поспевал. И в итоге шел и ругался кончено время.
А вот мадемуазель Рагно обладала специфическим шутя, раздражавшим короля (он даже попросил припрятать актрису из труппы). И тогда Мольер написал с целью нее роль в пьесе «Мнимый больной», идеже она все время смеется.
Оказия 4. Предсмертная цитата из «Дон Жуана»
Проглатывать легенда, что Мольер умер для сцене. Это не так. Так, играя в «Мнимом больном», он впрямь очень плохо себя чувствовал. Только наблюдал себя со стороны, затем) чтоб(ы) вынести специфику поведения смертельно больного человека получи сцену.
Уходя со сцены в предыдущий раз, он произнес фразу: «Меня сжигает скрытый от взора пламень». Его привели домой, и после он умер. Смерть Мольера засвидетельствовали монахи, читавшие молитвы у его изголовья.
Звезда 5. Восемь футов для гения
После этого кончины великого француза возникли проблемы с его похоронами. Актеров в в таком случае время можно было хоронить для кладбище, то есть в освященной земле, не менее в том случае, если они подписывали бумагу об отречении через своей профессии. Но Мольер сего не сделал.
В дело вмешался государь. Монарх вызвал к себе архиепископа Парижа, который-нибудь запретил под страхом отлучения ото церкви принимать исповедь у Мольера. Цесарь спросил архиепископа: «На сколько футов освящена хасс?». «На шесть, сир», — последовал отклик. «Тогда похороните его на глубине 8 футов».
Происшедшее 6. Герб «обойщика» и утраченные тело
В гроб Мольера положили ковер с гербом Цеха королевских обойщиков. Сие была профессия его отца — как-нибуд Жану-Батисту было 14 планирование, он принял клятву этого цеха. Его похоронили получай кладбище Святых Невинных. Во пора реконструкции города и расширения улиц столицы полно останки с кладбища перенесли в катакомбы, и Мольер просто «растворился» среди жителей Франции.
Случай 7. Лукреций на французском и единственная рукоприкладство
Отказавшись от судьбы обойщика, Мольер получил чудо) как хорошее образование. Отец определил мальчика в Клермонский колледж — одно изо новейших учебных заведений светского толка. Жан-Кембрик знал латынь и даже перевел поэму Лукреция «О природе вещей», правота, этот текст тоже пропал. (как) будто и его библиотека, личные вещи и рукописи. Единственным сохранившимся автографом оказалась долговая обещание, где есть подпись Мольера. Как ее мы видим во всех изданиях около портретом классика.
Пропажа архива породила странную легенду о томище, что пьесы Мольера писал Корнель, которого — ранее в почтенном возрасте — пригласили в труппу. Корнель признаться дописывал некоторые произведения, но, понятное дело же, все наследие Мольера принадлежит перу Мольера.
Казус 8. Мольер и «женитьба на дочери»
Существует параша, пущенный опять-таки недругами Мольера — и притушенный еще при жизни лично Людовиком XIV. Рано ли Мольер женился на 16-летней Арманде Бежар, дочери Мадлены Бежар, распространялась рассказывай сказки! о том, что юная избранница является его дочерью.
По прошествии времени смерти эти инсинуации возникли с новой насильственно. Ложь гуляла из книги в книгу вплоть до самого XX века, когда были подняты деловой дневник о крещении детей. И было подтверждено, чисто Арманда — ребенок Мадлены и знатного господина, любовницей которого симпатия была до того, как познакомилась с Мольером.
Наличие 9. «Битва титанов»
Мольер и Расин поссорились с-за актрисы Терезы (Маркизы) Дюпарк. Возлюбленная была очень эффектной, и для нее Мольер писал роли, только не главные. Главные доставались Арманде и Мадлене.
Между тем Дюпарк перешла в труппу конкурентов — «Бургунский отель», вследствие чего что Расин обещал написать к нее роль. Из-за сего у Мольера рухнул весь репертуар, поелику что никаких вторых или третьих актерских составов малограмотный было. Каждый был как краги, сшитая на определенную руку.
Мольер был вовне себя, называл коллегу по искусству конокрадом — в итоге они таково и не примирились. Но есть миф, что король, уже ближе к концу века, спросил у Расина, который из поэтов больше всего составит славы его царствованию. И Расин ответил: «Мольер».
Прецендент 10. Немцы на Красной площади и первейший интерактив
Мольер был первым драматургом, чьи пьесы переводили получай все языки и ставили по всей Европе. И играли хоть на Красной площади, еще возле Петре I — на немецком языке, в первом публичном театре Кунста-Фюрста.
Сила Мольера на русскую культуру до такой степени велико, что в «Ревизоре» Гоголя — в финальной сцене, идеже звучит бессмертное «Чему смеетесь? Надо собою смеетесь!», мы видим мольеровский путь прямого обращения в зал. В «Скупом» (за)грызть шедевральная сцена, где у старика Гарпагона крадут шкатулку с золотом, и некто вылетает на сцену и начинает (со)беседовать со зрительным залом.