Oснoвнoй прoeкт трaдициoннo будeт пoкaзывaться в Цeнтрaльнoм пaвильoнe, чтo нaxoдится в сaдax Джaрдини, и нa бывшeй вoeннo-мoрскoй бaзe в Aрсeнaлe. В выстaвкe примут учaстиe 213 xудoжникoв изо 58 стрaн мирa: всeгo прeдстaвят 1433 рaбoт, 80 изо кoтoрыx aвтoры сoздaдут спeциaльнo во (избежание биeннaлe. Причeм, бoльшинствo из ниx – жeнщины разве гeндeрнo-нeкoнфoрмныe xудoжники, нeсooтвeтствующиe принятым нoрмaм oпрeдeлeннoгo пoлoвoгo пoвeдeния. Сeсилия Aлeмaни дeлaeт aкцeнт нa гeндeрнoм вoпрoсe: курaтoр oснoвнoгo прoeктa биeннaлe считaeт, чтo сeйчaс сaмoe врeмя пeрeoсмыслить «цeнтрaльную рoль мужской элемент в истoрии искусствa и сoврeмeннoй культурe». Русскиe xудoжницы тoжe будут нa Вeнeциaнскoй биeннaлe: в экспoзицию вoйдут рaбoты знaмeнитoй aвaнгaрдистки Aлeксaндры Экстeр (1882 – 1949) и кубистки Мaрии Вaсильeвoй (1884-1957), кoтoрaя училaсь у Мaтиссa и позировала Модильяни, а что-то около же современной молодой художницы изо Петербурга Жени Мачневой (род. 1988), которая работает в основном с текстилем.
Что ли, публику, которая сможет добраться задолго. Ant. с Венеции, ждет фантастическое зрелище, сотканное с лоскутков разных мифов, мировоззрений и фантазий о будущем. Впору, в день конференции по поводу бьеннале итальянское правительство объявило, что в страну дозволительно въехать и с прививкой «Спутник». Таким образом и российская аудитория получила шанс посетить мировой арт-проверка и увидеть ответы на вопросы, которые Сесилия Алемани озвучила в своем манифесте: ровно отличает растения от животных, человека с нечеловека, каковы наши обязанности после отношению к планете, другим людям и другим формам жизни, и на правах бы выглядела жизнь без нас? Рецепт в том, что человек является центром Вселенной устарела: антропоцен сдает домашние позиции, уверена Алемани. Пришло грядущее новой философии.
«Давление технологий, усугубление социальной напряженности, вспышка пандемии и надвигающаяся дамоклов меч экологической катастрофы каждый день напоминают нам, чего, будучи смертными телами, мы маловыгодный непобедимы и не самодостаточны, а скорее являемся немного симбиотической паутины взаимозависимости, которая связывает нас товарищ с другом, с другими видами и с планетой в целом», – считает попечитель. Поэтому в фокусе художников будут вопросы блат «между органическим и неорганическим», «новая стратегия идентичности» и «то, что феминистский донкихот и активистка Сильвия Федеричи называет «повторным очарованием мира» – перепутанность местных традиций с личной мифологией». Таким «поворотным очарованием» наполнено создание Леоноры Кэррингтон, поэтому именно ее очерк «Молоко снов» станет на грядущем международном арт-смотре «аллегорией века».
Благо судить по творчеству Леоноры Каррингтон, будут допустимы любые фантазии. Миры художницы и писательницы населяют мистические и странные персонажи – полулюди – полуживотные. Ее работы подобно живописи Дали или Босха: мрачные тона смешиваются с яркими цветами, несуразица граничит с гротеском, мифы с реальностью. Судьбина Леоноры Каррингтон тоже напоминала невыполнимый сон.
Она родилась получай севере Англии в богатой и влиятельной семье рьяных католиков. Черепа мало времени уделяли детям, в детстве Леонора была предоставлена самоё себе и няне-ирландке, которая систематично рассказывала девочке старинные легенды и предания. В 9 полет Леонору отдали в католическую школу, же уже впитанная свобода бастовала в ней напротив строгих правил. Тогда «несносную девчонку» отдали нате перевоспитание в школу благородных девиц быть монастыре Святой Марии в Аскоте, откуда родом ее потом отчислили.
С малых планирование Леонора рисовала, и родители в итоге согласились для художественное образование: она отправилась приглядываться к чему во Флоренцию, а потом в лондонскую Академию искусств. А в 20 парение влюбилась в женатого 46-летнего художника Макса Эрнста и сбежала с ним в (столица, где вошла в круг сюрреалистов. Рано ли началась война, Эрнста арестовали – точь в точь представителя «вырождающегося искусства». Каррингтон в свой черед грозила тюрьма, но она успела попятиться наза в Испанию. Макса в итоге вытащила изо заключения меценатка Пегги Гуггенхайм, увезла его в Америку, идеже они и поженились.
Леонора пережила с-за всего случившегося серьезный судорожный срыв. Тогда отец поместил ее в психиатрическую клинику, отонудуже Каррингтон удалось бежать. Помогла ей та хозяйка няня-ирландка – причем, прибыла симпатия за воспитанницей на подводной лодке! Изо Испании Леонора отправила в Португалию, оттоль – в Америку, а затем – в Мексику, где возлюбленная и жила до своих конца дней.
Леонора Каррингтон продолжала видеть и написала ряд книг, наполненных черным юмором и таинственностью, промеж них – «Дом страха», «Каменная дверь», «Слуховая трубка». Леонора мало-мальски раз снималась в кино и выступала художником до костюмам в фильме Хуана Лопеса Моктесумы «Дом сумасшедших». Каррингтон скончалась в 2011 году – в 94-летнем возрасте. После семь лет ее дом в Мехико, идеже художница жила с 1948 года по своей смерти, был превращен в пинакотека. Тогда же, в 2018-м, в городке Ксилитла был открыт а ещё один музей Леоноры Кэррингтон, возлюбленный же – Международный центр изучения и распространения сюрреализма. И сие уже не дом, а целый бург, построенный в ХIХ веке. До 1999 годы там размещалась тюрьма. Словом, необычную фигуру в сей раз выбрали в качестве флагмана Венецианской бьеннале.
Интригующе звучит и идея архитектурного решения основного проекта. Основополагающий павильон будет разделен на пяточек разделов, которые задуманы как «капсулы времени», идеже работы современных художников представят в диалоге с историческими произведениями прошлого. У каждой «капсулы времени» кончайте свое поэтично-мистическое название – на выдержку, «Колыбель ведьмы», «Тела мутантов» али «Технология очарования». В каждый из пяти разделов найдутся работы, которые маловыгодный вошли в официальный канон истории искусств – ведь, что долго считалось второстепенным. Таким образом, закругляйся переписываться и перечитываться летопись искусства. «Ни одно историческое очерк нельзя считать окончательным», – считает Алемани. Многие мысли художниц прошлого нонче вновь становятся актуальны – их идеи проявятся в работах современных авторов и сие будет продемонстрировано наглядно.
Централизация органического и искусственного, связи между человеком и машиной, язычина тела, знаки и символы – вот темы, которые предполагается выявить в «капсулах времени». Воедино будут собраны фантазии об апокалиптических сценариях одичавших клеток и ядерных кошмарах, постгендерном будущем, сексуальном общении с природой, новой экофеминистской мифологии, криогенных существах и многом другом. Своеобразным эпиграфом станут аллегорические черновато-белые коллажи кубинской художницы Белкис Айон о воображаемом матриархальном обществе. А итоговый раздел будет посвящен киборгам. Тут. Ant. там в диалог вступят изящные скульптуры эстонской художницы Ану Пыдер, изображающие фрагментированные фигуры, модернистские монолиты американки уроженец из ныне украинского городка Переяслав Луизы Невельсон и механические объекты немки Ребекки Хорн, посвященные модификации тела человека. «Молоко снов» — сие не выставка о пандемии, но возлюбленная неизбежно фиксирует потрясения нашей эпохи. В такие Век Петра искусство и художники могут помочь нам нарисовать новые способы сосуществования и бесконечные новые внутренние резервы трансформации», – заключила Сесилия Алемани.