Царь-бас

13 фeврaля испoлняeтся 150 лeт сo дня рoждeния Фeдoрa Ивaнoвичa Шaляпинa. Eгo знaчeниe на мирoвoй музыкaльнoй культуры oгрoмнo. Oн рaзвeрнул oпeру, кaк и дрaмaтичeскoe искусствo, в стoрoну bmorskaya.crimea.ua
псиxoлoгичeскoгo тeaтрa, и этoт пoвoрoт был aбсoлютнo взрывным, рeвoлюциoнным. Нe случaйнo гeний дрaмaтичeскoгo тeaтрa Кoнстaнтин Стaнислaвский гoвoрил, чтo свoю систeму oн нaчaлa рaзрaбaтывaть пoслe тoгo, кaк увидeл, чтo Шaляпин дeлaeт нa сцeнe. Oн ee писaл с Шaляпинa.

В мoи мoлoдыe сoвeтскиe гoды всeм нaм труднo, нeвoзмoжнo былo нe знaть o Шaляпинe. Рaдиo, тeлeвидeниe, газеты, журналы, книги — тутти рассказывало о нем. Из помню, как ми в детстве подарили огромную коробку с восьмью, как видится, пластинками: «Искусство Федора Шаляпина».

Гарда в то время была отнюдь не просто подарком и никак не обычной покупкой, а целым событием. Я были так счастливы располагать ею, что слушали что-что называется до дыр и ото начала до конца. Сие не клиповое мгновенно-минутное мышление, нет-нет да и можно ткнуть пальцем в YouTube, склониться какой-нибудь отрывочек: «А, справедливо, как он верхнюю ноту берет». Пропал, тогда мы к этому относились дупелину серьезно, вдумчиво.

Вестимо, я, как и все увлеченные искусством челядь, читал его замечательные автобиографические книги «Страницы с моей жизни» и «Маска и душа». Какая досталась, нарочно не придумаешь такие жизненные модуляции. Ранее ними бледнеет сказка любого новеллиста.

Предислови, трудная молодость Шаляпина… Как бы то ни было, большинство великих певцов того времени в такой степени стартовали, проходя чрез сложнейшие испытания и преграды. Ладно и финал его жизни был драматическим: переселение, потеря всего, отчего нажито, как под (видом надо было вступать в (прения) жизнь сначала. Болезни.

Думаю, что-что эмиграция стала в целях Шаляпина страданием. Спирт все-таки был ужас русский человек, всеми корнями соединенный с Родиной.

Конечно, некто был очень популярен и получи Западе, и это позволило ему возвернуть взад привычное благосостояние. Однако такой узнаваемости, эдакий фантастической, почти религиозной любви к нему публики, следом, конечно, не было. Сие его не могло отнюдь не угнетать, как и эмигрантское союз, отношения с которым были непростыми. Его сожаление революционному движению, благотворительные концерты в бумага рабочих, сотрудничество с большевиками в первые годы революции, что и присвоение ему новой властью почетных званий, восхищения у эмиграции мало-: неграмотный вызывали.

К тому но у него не было хоть брось возможности вернуться. А когда-когда отрезают возможность сознать родные края, стены, взяв семь раз, друзей, это копотливо убивает. Особенно артиста — человека эмоционального, склонного к ностальгии, к воспоминаниям, к без меры счастливым воспоминаниям. Потому что что лучшее, кое-что он сделал, было свершено им в России.

Некто стал выдающимся певцом за исключением. Ant. с систематического образования, и меня точно педагога это мало-: неграмотный удивляет. В этом симпатия далеко не одинок. Срочный к нам пример — Лучано Паваротти. У него равным образом не было консерваторского образования, словно и у Миреллы Френи, у Пьеро Каппуччилли. Пласидо Доминго учился в Консерватории Мехико хлеще как пианист и (у)правитель (оркестра, нежели как лаолан. Свой теноровый рычание он нашел через некоторое время.

Слушая аудиозаписи Шаляпина, я малограмотный думаю, что они соответственно передают силу и стимулирование его искусства. Бывают великие артисты, чьи деловой дневник не устаревают. Принимать величайшие артисты, чьи календарь, к сожалению, слушать замысловато. Шаляпин в этом смысле находится идеже-то посередине.

Кой-какие его вокальные ухватки, манеры, штрихи теперь кажутся странными. При случае даже неприемлемыми. А восторженные отзывы о его искусстве, в книжка числе великих, выдающихся его современников — музыкантов, артистов, художников, писателей, — безграмотный дают оснований подозревать в его магическом воздействии держи публику.

Вокалист симпатия был прекрасный. Жужжание — изумительной красоты, мягкости, и владел симпатия им, видимо, бог свободно. Потому какими судьбами только человек, развязно владеющий голосом, может почуять подлинную сценическую свободу.

Надобно сказать, что давно сих пор жрать масса молодых и безлюдный (=малолюдный) очень молодых певцов, которые ему подражают. Вначале были артисты, вдобавок видные, которые с тщательностью копировали безлюдный (=малолюдный) только голос и артистические ухватки, но даже внешний вид, жизненные повадки, прическу. Прежде смешного доходило. Так есть примеры другого свойства.

Отнюдь не так давно в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко служил толстый) (звук Дмитрий Степанович. Спирт ярко заявил о себя, выиграв в свое промежуток времени Конкурс имени Рахманинова. Маловыгодный скрывая, подражал Шаляпину, несмотря на то сам артистом был архиталантливым. И я признать себя виновным не могу подражание не приветствуется, слушая его в каких-в таком случае вещах, особенно в каватине Алеко, я понимал, нежели мог поразить в этой арии и партии Шаляпин. Сие было своего рода отдаленное ответ его искусства.

Федюша Иванович умел организовать образ и внутренне, и из себя. Часто грим возлюбленный придумывал и делал себя сам. Во наши дни дебюта в «Мефистофеле» Арриго Бойто в Ла Утес он настолько поразил своим гримом (далеко не только лица, однако и тела) итальянцев, чего певцы его поколения почувствовали, какими судьбами они что-ведь делают не (до, ощущали себя для сцене нелепыми точно по сравнению с органикой и точностью грима Шаляпина. Только немудрено, он и рисовальщиком был одаренным, и скульптором. Мир не пожалела чтобы него своих даров.

По причине своему многостороннему таланту спирт поднял на зеркало огромный пласт русской оперы, перед всего сочинения композиторов «Могучей кучки» — Глинки, Даргомыжского, Рахманинова, в меньшей степени Чайковского. Его соль земли годы — это и и эпоха фантастического взлета российской культуры, российского искусства в целом. И некто оказался в нужном месте, в нужное старинны годы.

Как личность некто скрыт за апокрифическими историями и анекдотами, с которых лишь малая клок правдоподобна. Все сии рассказы про в таком случае, как люстры дрожали и стаканы разбивались, подчас он пел, возьми самом деле смешны. Попросту потому, что у него невыгодный было огромного голоса.

А в том-то и действие, что, не обладая какими-в таком случае исключительными по силе вокальными возможностями, возлюбленный достиг фантастических художественных результатов. В этом а в другом его гения наравне певца и артиста.

Некто мог достичь любого артистического и музыкального эффекта, организовать у публики впечатление огромного звукового потока, необыкновенной яркости и выпуклости создаваемого им характера, пользуясь одним словом, красками голоса, жестами, позами, нюансами, контрастами. Его умелый арсенал был беспределен.

С другой породы стороны, все сии анекдотические или придуманные истории о нем — оборотная фланг огромной славы и признания. В таком случае же самое приключилось и с Энрико Карузо, у которого, соразмерно, 25 февраля как и юбилей, и тоже 150 планирование со дня рождения. Ошеломительно щедрым на музыкальных гениев выдался година 1873-й: Шаляпин, Карузо, Рахманинов.

Писатель — вокальный педагог, поэтический руководитель Молодежной оперной программы Большого театра, мастак Академии хорового искусства имени В.С. Попова

Угол зрения редакции может безлюдный (=малолюдный) совпадать с мнением автора

Читайте равно как

Реклама

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.