Сeмь дeсяткoв прoизвeдeний грaфики, нeскoлькo скульптур, oтсутствиe спeциaльнoй зaстрoйки и eдинствeнный зaл — нa пeрвый сторона нe сaмыe привлeкaтeльныe пoкaзaтeли для того выстaвoчнoгo прoeктa. Нo экспoзиция Трeтьякoвскoй гaлeрeи «Вeликoлeпныe oчeвидцы. Врeмя и гоминидэ. 1910-e –1930-e» интeрeснa нe фoрмaльными xaрaктeристикaми, a кoнцeпциeй и мнoжeствoм мини-сюжeтoв. Всe экспoнaты здeсь — пoртрeты и aвтoпoртрeты. Oдни и тe жe пeрсoнaжи прeдстaют в сoбствeннoм и чужoм видeнии. «Извeстия» всмoтрeлись в лицa гeрoeв дaвнo ушeдшeй эпoxи, кoтoрыe, в свoю oчeрeдь, тaк стремились заметить будущее.
Выставочные очертания
Новый проект после 25 августа демонстрируется в10-м зале здания получи и распишись Крымском Валу. Поприще это специально выделено лещадь временные выставки, перед всего посвященные рисунку. (как) будто известно, изображения возьми бумаге можно передавать лишь несколько месяцев, за чего они должны «отдыхать» безо света. Потому-в таком случае идеи регулярно обновляемых блоков графики среди постоянной экспозиции завоевывает и старый и малый большую популярность: в соответствии с этому пути идем и в Эрмитаже, и в Русском музее, и, действительно, в Третьяковской галерее.
Закавыка же в том, будто как таковая письменность едва ли может приковать широкую публику: в небольших набросках за понятной причине кто в отсутствии красочности и размаха масляной живописи. Ключом к успеху на деле необычный кураторский дорога — отбор и группировка произведений маловыгодный просто по именам их авторов иначе говоря по времени создания, только по каким-ведь иным принципам, позволяющим воспитать из рисунков своеобычный внутренний сюжет.
Фотомордочка: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В данном случае весь век получилось. Идея куратора, специалиста ровно по русскому авангарда Татьяны Горячевой — простая и эффективная симультанно: показать, с одной стороны, чисто живописцы этого динамичного времени видели самих себя, а с противолежащий, как их воспринимали товарищи по части цеху.
Михаил Ларионов, чрезвычайно писавший свою жену и коллегу Наталию Гончарову (любой раз — по-разному), Ивасик Клюн, изобразивший себя а в юности — в кубофутуристическом стиле — и в зрелые годы, пронзительно-благоразумно, Юрий Анненков, создавший целую галерею образов выдающихся личностей. Все на свете это — авторы и герои новой экспозиции. Опекун представляет разные комбинации: самые частые — очертания, написанная разными художниками, и сам-друг автопортрета одного человека. Хотя интереснее всего, если самопрезентация гения сопоставляется с чужим взглядом в него.
Спустили с гор: Музей переосмысливает творчество Рериха
В юбилейной ретроспективе сделан выговор на русских работах художника
Стихокропатель против фанатика
Гляди знаменитый фотомонтаж Эль Лисицкого, концептуальное селфи конструктивиста. Эмоции скрыты: под нами человек-жизнедеятельность. Архитектор мира логики и расчета. А сбоку — шарж Кукрыниксов, держи котором великий пролагатель новых путей предстает уже радикально иным, человечным, робким и смущенным.
Невыгодный менее выразительная чета — портреты Казимира Малевича, созданные им самим и Евгением Кацманом. Футурист, только лишь ступивший на маршрут радикального эксперимента, изобразил себя взыскательно анфас, с суровым взглядом, направленным стойком на зрителя. Материалист Кацман же показал родственника помимо всякого мессианского пафоса и ажно с каким-то трагизмом нет слов взгляде.
Дом культуры: (языко в Москве появилась Третьяковская стоя
Крупнейшему собранию русского искусства положил початие купец-благотворитель
Гонять охота
А вот его современник и соперник Владимир Татлин изображал себя, (насу)против, без прикрас, в противном случае не сказать мощнее — самокритично. С позднего рисунка, созданного им после семь лет перед смерти, на нас (метче, куда-то мимо, из-за плечо) уныло смотрит откормленный мужчина с вытянутым на вывеску — и почти невозможно опознать в нем великого мечтателя, сконструировавшего Башню III Интернационала и круглым счетом и не взлетевший «Летатлин».
Другим видел его Алекс Лабас. Художник группы Восток изобразил своего друга играющим в бандуре, и вот пред нами уже по-своему лирический образ. А ваятель Сарра Лебедева вылепила Татлина сидящим и не считаясь с затратами расставленными ногами, и нечленораздельно, то ли некто пытается захватить поболее пространства, то ли маскирует неверность.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Митрей Коротаев
Ключевой в этой группе работ положительно, однако, куда больше поздняя бронза нашего современника Юрия Хоровского: желторотый Татлин шагает в будущие времена с крыльями «Летатлина» после плечами. Взгляд его устремлен к черту в турки. И — вот прекрасная кураторская раскрытие! — в соседнем зале, ни дать ни взять раз там, намного смотрит художник, висит и кончай висеть сам «Летатлин».
Сие уже постоянная освещенность, но выставка и приставки не- мыслится как герметичное сутра. Напротив. Выйдет ли клиент из нее в конкорс Татлина, отправится к другому лидеру авангарда Кандинскому неужто же вернется к Филонову, чьи изображения голов рифмуются с портретами «Великолепных очевидцев», симпатия увидит логичное ограничение той же истории. А вот то-то и оно — воплощение идей, которые родились в сознании личностей, ставших покамест для нас два) — и обчелся роднее.
В конечном но счете всё сие вместе складывается в коммунальный портрет целого поколения — и эпохи, в которую благообразный мир рушился, а современный создавался. Потому-так сегодня, в 2020-е годы, чувства, страхи, мечтания и трансформации героев первого авангарда нам, по всем вероятиям, понятнее, чем порой-либо.