Я живу в Осиновке. Директор сельской школы делает все, чтобы там было круче, чем в навороченных гимназиях

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

A   вы   игрaли сo   свoим дирeктoрoм шкoлы в   шaxмaты нa   рeфeрaт? Мoжeт, нa   бeллитe блины пeкли дa   сo   шквaркaми eли? Нeт? A   вoт рeбятaм Oсинoвскoгo дeтскoгo сaдa   — срeднeй шкoлы стрaшнo пoвeзлo. Учрeждeниeм ужe вoсьмoй гoд упрaвляeт мoлoдoй и   oчeнь крeaтивный дирeктoр Дeнис Никифoрoв. Oн   нaзывaeт сeбя «мнoгoдeтным крeстным oтцoм» и   пoстoяннo придумывaeт всe, чтoбы шкoлa и   aгрoгoрoдoк нe   пустeли. И   вeдь пoлучaeтся!



Этим мaтeриaлoм TUT.BY прoдoлжaeт свoй прoeкт «Я   живу»   — o   дeрeвняx, aгрoгoрoдкax, пoсeлкax с   интeрeсными (и   пoрoй дaжe смeшными!) нaзвaниями, гдe нeт гипeрмaркeтoв, пaркoв, рeстoрaнoв и   бaрoв, пoрoй   — дaжe шкoл и   рaбoчиx мeст. Зaтo eсть люди   — тe   мaлeнькиe и   нeзaмeтныe пoрoй Личнoсти, кoтoрыe живут в   нaшeй с   вaми стрaнe: рoждaются, жeнятся, рaстят дeтeй, встрeчaют гoстeй, ищут рaбoту, xoрoнят стaрикoв   — и   oчeнь любят свoю рoдину. Этo прoeкт не   о   попсовых и   вылизанных турмаршрутах, это истории о   настоящей Беларуси и   настоящих белорусах, а   еще   — об   искренней любви к   месту, где остаешься по   какой-то причине или вопреки ей.


Школа-сад в   агрогородке Осиновка немноголюдная   — всего 41 ученик и   13 детсадовцев. И   это, говорит, директор Денис Никифоров, хорошо. Пока в   крупных городах родители нанимают детям репетиторов, в   Осиновке   — считай, индивидуальное обучение. Еще и   с   бесплатным подвозом: школьный автобус забирает больше половины учеников и   детсадовцев из   ближайших четырех деревень.


А   Денис Никифоров каждое утро едет из   Чаусов, где живет с   женой и   дочерью, до   работы 23   км на   «черном Bentley Continental»: так шутит про свой Citroen директор школы. Сам он   из   Могилева, где окончил МГУ имени А. Кулешова. Он   и   жена оба по   специальности археологи, а   в   районе оказались по   распределению.



—   Я   же   не мог жену одну отпустить, вот и   поехал вместе с   ней в   Чаусский район. Она работала завучем, я   — учителем истории в   другой школе. Когда предыдущая директор Осиновского комплекса ушла на   пенсию, ее   место предложили мне. Я   и   согласился: почему нет? В   Осиновке людей немного   — и   300 человек нет. Все друг друга знают. А   я   теперь, как многодетный крестный отец   — знаю не   только детей, но   и   всех их   родителей, все семьи, где и   как живут.



Детям   — про жизнь, взрослым   — про кроликов и   туалеты

Основная функция школы   — это, конечно, дать ребенку качественное образование, говорит Денис Никифоров. Но   не   только: по   мнению руководителя, на   школе также лежит ответственность за   жизнеустройство ребенка.


Объясняет: важно донести до   детей, что жить в   Минске и   работать в   офисе, конечно, неплохо, но   развиваться можно и   даже нужно в   сельской местности. Если все станут айтишниками, кто будет производить молоко для их   капучино, говядину   — для бургеров и   сельдерей   — для смузи?



И   зарабатывать на   селе достойно тоже можно, утверждает Денис Владимирович. О   зарплатах, правда, говорить не   хочет, но   утверждает, что в   учителя к   нему в   школу просятся: педагоги здесь «и   правда хорошо зарабатывают», но   они не   просто оттарабанивают от   звонка до   звонка, а   подходят к   детям и   к   работе творчески.


И   молодые специалисты в   Осиновке остаются. Вот, например, преподаватель информатики работает третий год после распределения, участвует в   конкурсах с   учениками и   уезжать пока не   собирается.


В   школе учат не   только детей, но   и   взрослых: три года назад тут открыли Центр сельского развития. По   сути, на   первом этаже школы отремонтировали просторное помещение, превратив его в   конференц-зал с   высокоскоростным Wi-Fi. Проект спонсировал Европейский Союз.


С   момента открытия в   Центре проходили мастер-классы по   экологическому земледелию, по   потреблению и   экономии водных и   энергоресурсов и   даже по   правильной эксплуатации деревенского туалета   — чтобы не   нанести вред окружающей среде. Слушатели   — все желающие: их   собирали, разместив объявление в   «главном информационном центре агрогородка»   — в   магазине.



—   Мы   в   Центре провели первый в   Чаусском районе, а   может, и   в   Могилевской области вебинар с   фермерским хозяйством из   Гродненской области. Его владелец рассказывал о   выращивании вешенок и   разведении кроликов практически в   естественных условиях. Не   уверен, что кто-то в   Осиновке последовал его примеру, но   новое жители точно узнали,   — говорит Денис Никифоров.


С   финансовой помощью объединения «Живое партнерство» школа провела «зеленый» эксперимент: закупила и   установила ветеранам педагогического труда и   пенсионерам светодиодные лампы вместо ламп накаливания. Как оказалось, не   все знали, что с   их   помощью можно экономить.



Деньги и   дети

Привлечение всевозможной спонсорской помощи   — это вообще про Осиновскую школу-сад. Учреждение уже получило несколько «зеленых» сертификатов, участвует в   различных конкурсах и   получает зарубежные гранты.


—   Развиваться нужно в   первую очередь нам самим. Да, государство выделяет на   это деньги, но   ведь для своих детей хочется больше! —   говорит директор школы. К   слову, его дочь учится в   Чаусах   — это принципиальная позиция педагога. —   Может, я   хочу, чтобы мои дети учились в   условиях круче, чем в   самых навороченных минских гимназиях. И   мы с   коллективом можем это сделать. Как   бы пафосно это ни   звучало, но   все действительно в   наших руках.



И   нет, не   нужно «раздеваться и   работать». А   нужно искать, какие проводятся конкурсы, устраивать мозговой штурм с   коллективом и   писать заявки   — креативно и   по   всем правилам. Такой у   директора рецепт. Отсюда   — более 33 тыс. долларов привлеченных инвестиций.


Так в   Осиновской школе-саду появились новые игрушки, экономные смесители, теплицы с   капельной системой полива на   солнечных батареях и   свой трактор. Еще   — комплекты лыж и   коньков: последние могут быть и   роликовыми, и   для катания на   льду. Причем спортинвентарь и   обычным осиновцам дают напрокат бесплатно   — и   те   активно пользуются.



Летом школьники в   Осиновке не   только гоняют на   роликах, но   и   работают в   садово-овощеводческой бригаде. Все прошедшее лето они вместе с   педагогами растили томаты, перцы, огурцы   — у   каждого была своя зона ответственности. Земледелие на   пришкольном участке   — исключительно экологическое. Но   урожай, который вырастили маленькие фермеры, в   школьную столовую не   может попасть из-за нюансов законодательства. Зато он   просто разлетается на   фестивалях и   ярмарках, в   которых школа регулярно участвует.


—   Мы   просто показываем ребенку: ты   можешь. И   можешь, например, не   у   школы грядку прополоть, а   вырастить урожай на   нескольких гектарах и   заработать деньги. В   сельской местности есть люди, которые живут гораздо лучше и   богаче, чем в   Чаусах, в   Могилеве и   даже в   Минске. Просто они много работают.


И   что вы   думаете? Это работает: один выпускник уже определился   — буду председателем колхоза, иду на   агронома. Школа гордится и   тем, что ее   выпускники идут учиться с   целевыми направлениями. Например, двое из   пяти прошлогодних точно вернутся   — педагогом и   работником культуры. Но   Денису Никифорову не   будет обидно, если девчонки поедут молодыми специалистами и   в   другие деревни. Главное   — чтобы в   Чаусский район, домой.


—   Целевое направление   — это всегда результат совместной работы: учитель + родитель + ребенок,   — выдает простую жизненно-математическую формулу директор школы. —   Чтобы все сошлось, работать должны все звенья.



Блины со   шкварками на   уроке белорусской литературы

Учебная программа в   Осиновской школе стандартная. Но   есть свои фишки. Например, можно сыграть с   директором   — читай, учителем географии, допризывной подготовки и   ОБЖ   — в   шашки. Если побеждает ученик, то, кроме респекта, в   зависимости от   ситуации может получить дополнительный балл к   отметке, меньшее количество вопросов на   тесте или что-нибудь еще.



—   Нужно   же как-то стимулировать их   интерес, запал, стремление к   развитию,   — говорит директор и   хитро улыбается:   — Ну, я   выигрываю, конечно, но   иногда поддаюсь   — знаете, сколько тогда счастья у   ребенка?


Нестандартный и   действенный педагогический подход   — вот почему мы   завидуем осиновским школьникам. Например, у   вас хотя   бы один урок проходил в   хате у   печи под пышные блины с   бабкой и   шкворчащие сало с   колбасками? А   у   местных девчонок 9 и   10 класса   — запросто.


Просто педагоги школы придумали проводить интегрированные уроки. Ребята из   агрокласса, например, не   просто углубленно изучают биологию, но   еще и   выезжают в   местное хозяйство, чтобы посмотреть, как все в   работе на   земле устроено. Директор школы говорит, что руководитель хозяйства заинтересован в   молодых и   обученных специалистах. Поэтому экскурсия даже для школьников 5−11 классов организовывается по   одному звонку.


—   Мальчишки и   со   школьным трактором дружат   — вместе с   педагогом могут даже расходники в   нем заменить. А   уж   от большой техники вообще в   восторге. И   кто-то   же из   них обязательно будет в   хозяйстве работать, вот увидите,   — уверен Денис Никифоров.













А   у   девчонок из   9 и   10 классов   — двух Насть, Леры и   Вероники   — сегодня интегрированный урок белорусской литературы и   трудового обучения. Да-да, у   печи. Учитель тут   — доярка на   пенсии. Антонина Ивановна Лавриненко все свои 72 года прожила в   соседней с   Осиновкой деревне Нежковка. И   сегодня она учит девчонок готовить в   печи пышные блины. Рецепт, говорит, достался ей   от   свекрови.


Антонина Ивановна размешивает густое, как сметана, тесто столовой ложкой безо всяких кухонных комбайнов. Рассказывает девчонкам, что оно любит масло, и   делится рецептом. А   пока разгорается печь, нарезает белоснежное домашнее сало с   мясной прослоечкой, выкладывает на   другую сковороду «пальцам пханыя» колбасы и   отправляет школьниц делать салат из   отварной свеклы:


—   Часнок пачышчаны   — наце, во, ідзіце на   тэй стол.


При чем тут белорусская литература, спросите вы? А   при том, что блины упоминаются во   многих произведениях. Не   забудьте про живую мову хозяйки дома, белорусские культуру и   традиции.


Школьную столовую тоже оформили в   стиле белорусской хаты. Тут на   полках даже кувшины с   горшками есть   — все настоящие, не   бутафорские, от   деревенских хозяек.



А   собранные рецепты блюд осиновских хозяек школа издала небольшим, но   красочным сборником. «Верашчака», «Дзьмухаўцы», «Драчона», «Жур», «Камы», «Кіндзюк»   — все это осиновские школьницы готовили и   сами ели. Вскоре, возможно, сборник рецептов станет меню   — у   школы созрел новый интересный проект. Денис Никифоров еще многое придумает и   сделает, чтобы все не   уезжали «в   айтишники».




Читайте также




Я   живу в   Холомерье. Сельский врач построил деревенскую больничку   — и   она зарабатывает сотни тысяч долларов




Я   живу в   Демьянках. Как в   отселенной деревне остались волки, рысь, Пальма и   один Николай Иванович

Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За   разрешением обращайтесь на nn@tutby.com

 

Теги: Минск, Могилев
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.