Aлeксaндр Aлябьeв – русский кoмпoзитoр, кoтoрoгo пo прaву считают родоначальником русского романса, прожил жил удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все – романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Но в памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” – одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.
Биография композитора Александра Алябьева кратко
Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование мальчик, как и остальные дети, получил дома, но оно было качественное и разностороннее. После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь. Алябьев, например, осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И.Г. Миллера.
Алябьев – гусар
Не смотря на то, что уже в 1810 году Александр Александрович проявил себя как композитор, издав «Новый французский романс» и два фортепианных вальса, желание защищать Отчизну от врага, преобладало над желанием заниматься только музыкой, и он поступает в Ахтырский гусарский полк. В его составе под предводительством Дениса Давыдова участвует в знаменитом сражении за Дрезден, не смотря на ранение. Вместе с русскими войсками вошел в Париж. Во время службы написал свое первое произведение – гусарский романс «Один еще денек».
Музыкальное творчество Алябьева
Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты. В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль-опера “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех.
В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся и в Москве, и в Петербурге. Но судьба приготовила неприятный сюрприз для него. В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме.
Не смотря на тяжелое положение заключенного, он не прекращал заниматься музыкой. Находясь в тюрьме, композитор написал свой самый знаменитый романс «Соловей». В это же время был написан комический балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты», который был поставлен в Московском Большом театре в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли.
С 1827 года он отбывает ссылку на родине, в Тобольске, жил в приходе Захарьевской церкви, так как ему было вменено регулярное покаяние. Композитор в этот период занимается сочинением военной и церковной музыки.. В 1831 году Алябьев возвращается из Сибири, но до самой своей смерти будет находиться под надзором полиции.
Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена.
Интересный факт
- Как это ни печально, но в России не существует могилы знаменитого русского композитора, потому что в 1930 году Симонов монастырь был уничтожен вместе с кладбищем. Никто не озаботился перенести прах композитора и сохранить его могилу для потомков.
{song-list}