Удивитeльнo, кaк Юша Бaшмeт умeeт сoчeтaть элeмeнты шoу с интeллeктуaльным пoдтeкстoм. Прoшeдший кoнцeрт в «Зaрядьe» — в рaмкax 3-гo Зимнeгo фeстивaля искусств в Мoсквe — тoму прямoe дoкaзaтeльствo. Пeрвую чaсть xoтeлoсь слушaть, зaкрыв глaзa, чтoбы улoвить всe нюaнсы сoчинeний Aльфрeдa Шниткe и Дмитрия Шoстaкoвичa, вo втoрoй — смoтрeть вo всe глaзa, нaблюдaя зa свeрxтexничнoй игрoй Кoнцeртa №2 Сeргeя Прoкoфьeвa крaсaвицы кoрeянки E Молод Чoй, кoтoрaя тaк ярoстнo вoдилa смычкoм пo струнaм, чтo нe успeвaлa срывaть с нeгo выпaдaющиe конские шевелюра. А в финале на сцене появился арфист с Франции, который словно сошел с обложки модного журнала, сел вслед блестящую золотом арфу и начал предпринимать какое-то волшебство! Мужчина после таким инструментом — большая диво, а тут еще и такой качок-купидон. Французская звезда произвела фурор: женская преполовение зала охала и ахала, мужская — не говоря ни слова завидовала. Но играл Ксавье идеально, эмоционально и душевно, так что шабаш зрители остались под впечатлением ото увиденного и услышанного.
Впрочем, за эффектной «картинкой» овчинка выделки стоит нечто большее, перекликающееся с днем сегодняшним. Тогда уместно вспомнить Моцарта, который сказал: «Концерты дают что-то среднее между слишком трудным и чересчур легким; они блестящи, приятны про слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту — так тут, то там знаток получит подлинное пресыщение, но и не знатоки останутся довольны, самочки не ведая почему…» Всего на все(го) на первый взгляд первое отщепление было для ценителей, а второе — чтобы всех-всех-всех. Да, теперича, спустя 24 года после смерти Альфреда Шнитке, неважный (=маловажный) каждый воспринимает его авангардные сочинения. А шелковица еще столь надрывное и противоречивое трактат 136. Заметим, что Ксения Башмет виртуозно справилась со сложной сольной партией пользу кого фортепьяно, да и оркестр «Новая Единая) Русь» был на высоте. Однако здесь хотелось бы вспомнить свЯязанный отрывок.
Этот концерт был написан Шнитке в 1979 году. Исследователи считают, подобно как в этом, как и во многих других сочинениях композитора, важно влияние книги Томаса Манна «Лекарь Фаустус», который по-новому интерпретирует тему борьбы доброго и злого начал в душе человека. Сие вечное метание и тщетные поиски гармонии отражены в музыке. Тематика Фауста, проходящая красной нитью насквозь все творчество Шнитке, неслучайна. Разноречивость ощущения собственного «я» сопровождала его всю долгоденствие, о чем он писал в своих воспоминаниях: «…я далеко не русский, и отсюда у меня постоянные проблемы самосознания, точь в точь и комплексы из-за моего немецкого имени. Моя иудейская супружник тоже не дает мне пристанища, вместе с тем я не знаю ни одного изо трех иудейских языков — близ этом обладаю ярко выраженной еврейской внешностью. До настоящего времени еще более запутанно и осложнено тем, точно мой еврей-отец родился в Германии и говорит согласно-немецки лучше, чем мать. К тому но война — именно с Германией, и нежная страсть того, что ты — немчура». И сегодня двойственность внешнего фона и внутреннего самосознания ощущается (то) есть никогда остро.
Финальная шмотулина, исполненная на концерте, наполнена пирушка же тревожной темой. С одной стороны, в сочинении Хоакина Родриго отбою) вдохновляющего, особенно в начале, с другой — сие очень драматическая вещь. Название концерта отсылает к воспоминанию композитора о медовом месяце, какой-нибудь он и его избранница, турецкая пианистка Витуся Камхи, провели в садах испанского Аранхуэса. Потом Родриго рассказывал, что на начертание произведения его вдохновили аромат магнолий, звук фонтанов и пение птиц этого места. Источником его вдохновения неизменно были лишь звуки и запахи, вследствие того что что композитор был слеп. Некто потерял зрение в трехлетнем возрасте — истечении (года) того как переболел дифтерией. Однако вторая часть мелодии выдает трагические перипетии, о которых Родриго предпочитал молчать — ради него говорила музыка. В то сезон в родной для композитора Испании бушевала гражданская хазават, в которую вмешалась Германия и атаковала с воздуха Гернику. Сие самый первый акт воздушного террора в истории человечества, который-нибудь потряс многих: Пикассо отозвался сверху событие своим знаменитым черно-белым кубическим полотном, а Родриго — вишь этим сочинением. Но есть в этой истории и находящийся в част печальный мотив: супруга слепого композитора заболела, находясь в положении. Люди в белых халатах сообщили маэстро, что оба неважный (=маловажный) выживут. И все-таки Виктория осталась жива, а голопуз — нет. Однако когда Родриго сочинял таковой концерт, супруга забеременела вновь. Весь эта двойственность — печаль о потерянном, отрада обретенного, скорбь о погибших в Гернике, ожидание надвигающейся Второй мировой войны — соединились в сложной музыке. «Аранхуэсский согласие», премьера которого состоялась в 1940 году, принес композитору всемирную славу. Сие одно из самых исполняемых произведений пользу кого классической гитары. Однако переложение с целью арфы, написанное Родриго в 1974 году, играют нечасто. И Ксавье де Местр справился с партией на диво, доказав, что он не всего только красавчик, но и виртуоз (не бессмысленно на его счету множество побед в международных конкурсах).
Нужно заметить, в этом году исполняется 85 парение с момента воздушного налета на Гернику, приближенно что, кажется, «Аранхуэсский вечер» включили в программу не беспричинно. Сейчас, когда в мире столь напряженная снаряды, самое время вспомнить о прошлом опыте самым мирным — инструментальным, эффектным, метафорическим — способом.