– Автор зaкрыли всe двeри и смoтрeли пo кaмeрaм видeoнaблюдeния, и гдe-тo к чeтырeм чaсaм утрa к музeю пoдoшлa тoлпa. Я нe знaлa чтo дeлaть, в гoлoвe нe былo никaкoй тaктики. Зaтeм oни вылoмaли двeрь, снaчaлa вoшли шeсть-сeмь чeлoвeк, сзaди былa тoлпa изо 200 чeлoвeк. Я тoчнo нe пoмню, чтo им гoвoрилa, да пыталась их убедить не осязать ничего, ведь это наша шаболда история, которую нельзя потерять, – рассказала Бибигуль Дандыгараева казахскому телеканалу «Доход 24».
В итоге 53-летней женщине как по мановению волшебного жезла удалось уговорить протестующих, вооруженных ножами, ото грабежа. Если это не геройство, в таком случае однозначно поступок, тем более почему неизвестно, сколько еще сотрудников остались коллективно с Бибигуль охранять музейный фонд ночной порой. Связь оборвана, сайт музея безлюдный (=малолюдный) работает, страницы в социальных сетях безвыгодный обновлялись с начала протестов. По словам Дандыгараевой, протестующих интересовало то-то и есть оружие, хотя Центральный государственный паноптикум Казахстана богат разными древностями: в фонде рядом 300 тысяч экспонатов. И если бы положение дошла до дела, то не более оружием вряд ли ограничились бы.
Что, собственно, хранится в Центральном государственном музее Казахстана, что является одним из крупнейших сверху территории Центральной Азии? Самая ценная опилки экспозиции посвящена золоту скифов и их потомков саков. Разом с ним выставлено и оружие кочевников. Центральным экспонатом в этом месте является «Золотой человек», примеченный в 1970 году в окрестностях Алматы в кургане Иссык.
Схороненный в могильнике сакский воин был облачен в амуниция из кожи и золотой чешуи. Вблизи с останками нашли оружие, утварь, стрелу с золотым наконечником, нагайку, эфес которой обернута широкой золотой лентой. Только (лишь) же в кургане было найдено с гаком 4 тысяч золотых предметов, а также железные мечи и кинжалы. Возрождение сакского воина, жившего в IV-V веке задолго. Ant. с н.э., представлена в зале музея рядом с сотнями других ценных экспонатов. «Янтарный человек», который предположительно было потомком царя (в момент смерти ему было 16-18 парение), является символом Казахстана. Позолоченная скульптурка этого воина венчает монумент Независимости нате одноименной площади, где в первые отрезок времени протестов развернулись основные события. Копии «Золотого человека» установлены закачаешься многих городах страны. То унич, если бы протестующие вынесли предметы с этого зала, это было бы безвыгодный только мародерство и вандализм.
Гунны и саки, когда-то населявшие территорию современного Казахстана, обожествляли свое доспехи. Мечам и копьям поклонялись. Собственно, само прилагательное «сак» произошло через название боевого ножа, типичного для того потомков племени (так народ назвали античные авторы). Неизвестно зачем что слова Бибигуль Дандыгараевой о помощи «духов предков» несут около собой не только эмоциональный, хотя исторический контекст.
Мы хотели разнюхать мнение профессионалов о произошедшем, позвонили в Многознаменательный музей, Музей декоративного искусства, же и музейщики, и коллекционеры, к которым мы как и обратились, отказались комментировать ситуацию, сказав, кое-что не хотят вмешиваться в политику.