Я живу в Канаве. Как в деревне, умирающей после развала колхоза, осталась последняя «молодежь»

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

«Для мянe Кaнaвa былa луччэ, чым тaя Вінніцa. І сійчaс тoжэ. Я   xaту свaю люблю, жaлeю, тут пaмірaць буду. Eтa   ж Рoдзінa». Тaк oбъясняeт свoй выбoр 75-лeтняя Сoфья Бaрыбкинa. Oнa   — oднa из   сaмыx мoлoдыx пeнсиoнeрoк в   дeрeвнe с   нaзвaниeм Кaнaвa. Тут сeйчaс oстaлись тoлькo xaты, в   кoтoрыx живeт мeнee 30 чeлoвeк, бoльшинствo пeнсиoнeры. Мeстныe «вaнгуют», чтo жизнь в   Кaнaвe oкoнчaтeльнo oстaнoвится ужe лeт чeрeз дeсять   — и   вряд   ли вoзрoдится.



Этим мaтeриaлoм TUT.BY прoдoлжaeт свoй прoeкт «Я   живу»   — o   дeрeвняx, aгрoгoрoдкax, пoсeлкax с   интeрeсными (и   пoрoй дaжe смeшными!) нaзвaниями, гдe нeт гипeрмaркeтoв, пaркoв, рeстoрaнoв и   бaрoв, пoрoй   — дaжe шкoл и   рaбoчиx мeст. Зaтo eсть люди   — тe   мaлeнькиe и   нeзaмeтныe пoрoй Личнoсти, кoтoрыe живут в   нaшeй с   вaми стрaнe: рoждaются, жeнятся, рaстят дeтeй, встрeчaют гостей, ищут работу, хоронят стариков   — и   очень любят свою родину. Это проект не   о   попсовых и   вылизанных турмаршрутах, это истории о   настоящей Беларуси и   настоящих белорусах, а   еще   — об   искренней любви к   месту, где родился, вырос и   остаешься по   какой-то причине или всему вопреки.




Пан Канавский

Деревня Канава Хотимского района   — это три улицы в   четырех километрах от   дороги Костюковичи   — Хотимск и   в   15   км от   самого Хотимска. С Роскошью Канава   — практически соседки. И   судьба у   них, по   сути, одинаковая: расцвет   — и   медленное угасание. Разве что жизнь в   Канаве продержится дольше, чем в   Роскоши.

Сейчас в   деревне с   совсем не   обидным для местных названием живет меньше 30 человек. Подавляющее большинство из   них   — пенсионеры, самой молодой из   которых   — 60 лет. А   Канавой деревня стала по   фамилии пана Канавского, который то   ли   жил тут, то   ли   ему принадлежала эта деревня, рассказывают местные жители.


Пана и   панства не   стало, а   жизнь в   Канаве продолжалась и   бурлила еще лет 40 назад. В   деревне были начальная школа, детский сад, столовая, клуб, пара магазинов, почта и, конечно, колхоз. Но   тот развалился, и   жизнь из   Канавы стала утекать.



Сейчас в   деревне   — только хаты, большая часть из   которых нежилые и   разваливающиеся, и   ферма на   один сарай. Пенсию привозит почта, продукты   — тоже она, да   еще автолавка ходит раз в   неделю. А   кто хочет, может в   Хотимск на   рейсовом автобусе съездить   — тоже раз в   неделю, в   пятницу. Правда, ездить уже практически некому.



Когда Канава лучше Винницы










Коренную канавчанку находим по   роскошным кустам пионов на   углу дома   — аромат огромных цветов размером с   голову младенца сшибает с   дороги прямо к   порогу Софьи Барыбкиной.


Женщина с   ходу раскрывает секрет потрясающе красивых пионов: растут они на   «красном углу». И   рассказывает, что хату эту строили вместе с   «хозяином», то   есть мужем, который 6 лет как умер.


—   Вішні шчэ стаялі, дык старыя сталі — я ўзяла ў рукі нажоўку і папілячыла ўсё кругом хаты,   — машет рукой 75-летняя пенсионерка и   зовет в   прохладу дома.


Говорит, память о   вишнях осталась только на   фотографии. Память о   Канаве, какой она была, тоже частично сохранилась на   фото. Софья Ивановна находит в   пакете снимок «артистов»   — канавцев, которые не   только выступали в   клубе с   концертами, но   еще и   с   гастролями по   соседним деревням ездили. Софья Ивановна   — тоже: она на   фото крайняя справа.



—   Ой-а-ёй, так вясёла было раньшэ! У   клубе   — танцы, канцэрты. Шуткі ўсякія былі, пелі. Быў у   нас свой гарманіст, дык мы   с   канцэртамі па   дзеряўнях ездзілі. На   Новый год усігда ў клубе ўсёй дзяреўней сабіралісь   — там і ёлка бальшая была. Танцавалі, прізы выйгравалі. Тады расходзімся па   дамах да   двенаццаці, устрецім Новы год, а   тады апяць у   клубе сабіраемся. Калядавалі тожэ: зайдуць намазаныя   — не   разбярэш, хто. Усю хату зярном паабсыплюць, песні пяюць, а   ты іх угашчаеш, і бутылку паставіш, і на   дарогу семечак, канхвет, сала даш,   — тихо улыбается воспоминаниям Софья Ивановна, вздыхает. —   А   шчас ужо цішына. Выйдзеш на   лавачку, пасядзіш, калі сенаж возяць машыны етыя.


По   словам пенсионерки, в   Канаве еще 40 лет назад было «100 дворов, 100 коров». В   колхозе растили не   только буренок, но   также лошадей, овец. Софья Ивановна и   сама работала в   колхозе, ее   муж   — тоже. Когда уже родилась старшая дочь, семья поехала в   Винницу. Муж работал трактористом, строил железную дорогу и   упрашивал супругу остаться, но   та   была непреклонна: мол, хочу корову, хочу в   Канаву.


—   А і не   рашчытывалі яго, кварціры не   было   — жылі ў вагоне. Во і пераехалі абратна. Ён   мяне ўсё жызнь ругаў, што не   слухала яго. А   для мяне Канава была луччэ, чым Вінніца. І сійчас тожэ. Я   хату сваю люблю, жалею, тут паміраць буду. Ета   ж Родзіна,   — твердо говорит женщина.


Если по-честному, то   родом она не   из   самой Канавы   — из   соседней деревни Мосин.


—   Усё адно мы   дзерявенскія.


—   А   шутки были о   том, что вы   пошли замуж в   Канаву?


—   Ды   не-е. Ну   Канава і Канава   — што тут такова.



Сейчас Софья Ивановна, в   основном, проводит время в   огороде, еще читает   — отрывные календари, страницы в   которых не   отрывает.


—   Ёсць во і «Дамашній доктар». Тут рецепты для здароўя.


—   Какие используете?


—   А ніякія! —   хохочет женщина. И   показывает своего «домашнего доктора»   — пакет с   таблетками.



Молодежь от   нуля до   шестидесяти

Одна дочь Софьи Ивановны Галина живет в   Киеве, другая, Валентина   — под Минском. А   младший, сын Иван, с   невесткой остался тут, в   Канаве. И   они   — немногие из   канавской «молодежи». А   молодежью в   Канаве считаются все в   возрасте от   нуля (таких, правда, нет) до   60 лет.


В   начале деревни, например, живет Зоя Михайловна. Она считается молодой, потому что пенсию всего-то 5 лет как получает.



Женщина 30 лет работала начальницей канавского отделения почты и   точно помнит, что когда-то только пенсионеров было 280 человек. А   как стала пустеть деревня, не   сразу, говорит, заметила   — людей-то много было. Теперь понимает, что это произошло лет 20 назад, но   отток длился годами: старики умирали, молодежь разъезжалась.


А   когда-то, вспоминает, в   канавский клуб из   соседних деревень молодежь съезжалась, приезжали артисты из   Могилева, Хотимска.


—   Цяпер нікýды не   ходзім   — старыя.


—   А   хотелось   бы?


—   Ой! Калі   б маладыя былі!..


Молодые в   доме Зои Михайловны есть   — младший сын Евгений. Ему 31 год, он   сейчас безработный. Получил в   Хотимском училище специальность лесника и   водителя категории «С», отработал распределение, пошел в   армию, отслужил   — поехал на   заработки в   Россию.


—   Строили дачи, заборы, бани. Я   в   последнее время на   сантехнике специализировался, но   уже 2 года как не   езжу   — надоело. Я   тут зарабатываю, на   жизнь хватает,   — лениво цедит он, щелчком отправляя окурок в   сторону дороги.



Он   нехотя вспоминает детство в   Канаве, говорит, что было оно обычным, как у   всех деревенских детей: «На   Купалье заборы ломали, по   хозяйству родителям помогали   — сено ворочали, коров пасли с   братом по   очереди». Хотя, говорит, очень хотелось сбежать и   поиграть с   друзьями, но   пацан сказал   — пацан сделал, и   максимум, что можно было   — поменяться сменами с   братом.


Планы на   дальнейшую жизни у   Евгения весьма туманны. Но, говорит, совершенно точно в   Канаве на   ПМЖ не   останется. Хотя сейчас, уточняет, жить можно тут, а   за   развлечениями ездить в   Хотимск. Так, например, он   праздновал Новый год: сначала встречал в   Канаве с   матерью, а   потом ездил в   Хотимск к   брату   — там дискотека, компания друзей.


Евгению, впрочем, есть с   кем пообщаться и   в   деревне. Один из   таких товарищей подошел во   время беседы   — нетвердой походкой, с   выразительно булькающей оттопыренной рубахой. Обвел мутным взглядом чужаков, поздоровался, развернулся и   так   же медленно ушел.


—   Ничего не   будет тут   — ни   в   деревне, ни   в   районе, ни   в   Беларуси вообще. Потому что всё   — крах империи,   — философски замечает Евгений, снова закуривая.



Прогнозы Зои Михайловны примерно такие   же: десять лет   — и   Канавы не   будет. И   она может остаться практически «последней из   могикан».


—   І што ты   з   ецім здзелаеш? Анічога. Я   прывыкла тут: агарод, целевізар. Свінню во   дзержым, бычкоў расцім троху. Нявыгадна ета, но ў дзереўне жэ   жывём, а   тут жа   ня   сложыш рукі — ня   будзеш жа   сядзець.


Только одно нарушает привычный уклад Канавы   — приезд гостей. Вот и Нина с   дочерью приехали из   Могилева к   бабушке. Годовалый ребенок беззаботно возится у   дома и   нетвердым еще шагом измеряет пыльную разбитую дорогу. Но   переехать жить в   Канаву Нина не   согласится ни   за   какие коврижки:


—   Тут   же ничего нет! Ни   работы, ни   людей.


Со   вторым, конечно, можно поспорить   — еще ближайшие лет пять, а   там видно будет.




 

Теги: Могилев
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.