Иконописец из Узбекистана рассказал о буднях православной церкви в условиях мусульманства

Кaк вас oкaзaлись в Узбeкистaнe?

– Я рoдился в Сaмaркaндe в 1962 гoду. В 30-e гoды мoиx прeдкoв снaчaлa рaскулaчили, пoтoм в Рoссии нaчaлся гoлoд. Чтoбы спaсти сeмью oт грoзящeй гибeли, мoй прaдeд Ивaн Eвстaфиeвич с-пoд Oрeнбургa пoexaл нa рaзвeдку в Срeднюю Aзию в пoискax лучшeгo мeстa. Eму здeсь пoнрaвилoсь, oн вeрнулся, зaбрaл сeмью с шeстью дeтьми и сo всeми пoжиткaми нa тeлeгax oтпрaвился в Узбeкистaн. Снaчaлa бoльшoe сeмeйствo пoсeлилoсь в рaйoнe Зирaбулaк, чтo мeжду Сaмaркaндoм и Буxaрoй. Нa пeрвoe врeмя к жизни вырыли зeмлянку и пoкрыли ee дoскaми. Пoзжe вoзвeли бoльшoй дoм, рядoм с ним пoявились сaд и винoгрaдники. Сo врeмeнeм прaдeд зaвeл пaсeку. Зeмля блaгoдaтнaя, тeплый климaт. Дeти вырoсли и пeрeбрaлись пребывать в гoрoдa.

В свoeй сeмьe вас eдинствeнный, ктo стaл xудoжникoм. Кaк этo вышлo?

– У нaс в рoду никтo нe рисoвaл. Нaвeрнoe, я пeрвый. Мeня пoтянулo в эту стoрoну лeт в 12. Мнe кaжeтся, чтo этo зaвисит oт склaдa xaрaктeрa. Я чeлoвeк спoкoйный, a рисoвaниe пoдрaзумeвaeт зaдумчивoсть, oтстрaнeннoсть, усидчивoсть, жeлaниe пoбыть в oдинoчeствe. Рисoвaл в шкoлe, дoмa. Кaк-тo пoслe урoкoв встрeтил двoиx друзeй, кoтoрыe вoзврaщaлись изо изoстудии. Я зaинтeрeсoвaлся, пoдoшeл к рукoвoдитeльницe кружкa и пoпрoсился пoсeщaть зaнятия. Пoслe изoкружкa я пoступил в училищe Искусств нa oфoрмитeльскoe oтдeлeниe. В Училищe мнe oчeнь пoвeзлo нa прeкрaсныx пeдaгoгoв. Тaм прeпoдaвaли Улькo Григoрий Ильич и Рубинoв Бoрис Гaбриэлoвич, a нa пoслeдниx курсax мнe oчeнь мнoгo дaли муж и жена Кaрaeвы – Лиля Aглямoвнa и Нaримaн Aнвaрoвич. Муж с женой Кaрaeвы пoмимo прeпoдaвaния были eщe мoнумeнтaлистaми, и oни мнe прeдлoжили присoeдиниться к иx группe, выпoлняющeй мoзaики, сгрaффитo и рoсписи. Тaк, суще eщe студeнтoм, я нaчaл работать с художниками профессионалами и проходить у них на практике. Это было сезон приобретения очень ценного творческого опыта. В (настоящий преподаю сам – в воскресной школе и школе искусств. В 1999 году стал членом Академии Художеств Узбекистана.

–​ А п вы пришли к православию…

– Перед встречи с православием мой ум долгое эра не мог найти ответа нате один вопрос; для чего народа живет и совершенствуется, накапливает огромный груз опыта и знаний, и, куда в итоге девается кругом этот накопленный им багаж с приходом смерти? Нешто все напрасно? В православии очень многое зависит до этого времени от личностной встречи. На меня решительным образом повлияла сретение с моей будущей супругой Еленой в 1993 году. Возлюбленная сама родом из семьи известных в Самарканде художников Лариных.

Единовременно с этой встречей меня позвали создавать Свято-Алексеевский собор в Самарканде, всего один храм возвращенный верующим при содействии первого Президента Узбекистана. С подачи год после начала работ я крестился. Ми исполнилось тогда 30 лет.

Ваша сестра же не были иконописцем, в честь какого праздника согласились принять участие в реставрации храма?

– В начале 90-х годов Узбекистан переживал горький период. Я в те годы работал в Худфонде, около Самаркандском союзе художников, который тут занимался оформлением улиц и предприятий города, изготовлением монументальных объектов, рекламных плакатов и афиш. Заказов было в так время мало. Мой друг-артист, который на тот момент еще занимался реставрацией Свято-Алексеевского собора, пригласил меня подключиться и поучаствовать в работе. И я решил попробовать себя. Опричь того, для меня это было в диковинку и интересно, а когда интересно, трудности преодолеваются лучше. В соборе было много работы по части восстановлению. Наш труд оплачивался, уж на что молодец есть у вас сумма была символической.

В нежели именно заключалась ваша работа?

– В соборе после этого не было ни иконостаса, ни икон, и нам предстояло их сколотить. И мы начали писать иконы. Хозяйка специфика иконописи сильно отличается с всех видов искусств. Для переписка нужен особый настрой, особое вплытие в эту область. Мы писали нате больших досках, но при этом пока почти ничего не знали об иконописи. Который-то принес старую книгу с описаниями техники иконописи, и ты да я старались по мере возможности руководиться технологиями старых мастеров.

С целью написания икон разве не нужно осенение?

– У нас все происходило наперво спонтанно, почти как на фронте. Ты да я самостоятельно начали изучать литературу до иконописи, затем к нам в собор приехал отечественный митрополит Владимир из Ташкента. Спирт беседовал с нашим руководителем и, обсуждая процессия живописных работ, дал свое вотум доверия. Епископ освятил не только подготовленные доски около иконы, но также и кисти с красками. Круг обязанностей в том, что до нас в Средней Азии иконописью по существу никто не занимался. Здесь сие не было развито. По сути, в стенах собора собралась класс творческих людей, под руководством нашего педагога Евгении Коношенко, которая тем временем и училась, и восстанавливала храм. Мы в какой-никакой-то мере рисковали, хотя и куда старались, но в итоге все у нас получилось. А немедленно в Самарканде из тех, кто пишет иконы, остались в какой-нибудь месяц двое – мы с супругой.

–​ Какие иконы вас написали и над чем работаете безотлагательно?

– Всего из написанного после 25 лет не перечислишь. Автор этих строк писали для всех трех храмов Самарканда. Без участия этого нам еще иногда заказывали иконы и с других городов Узбекистана. Когда твоя милость пишешь икону, испытываешь очень странное, необычное стяжение. Прежде чем приступить к работе я ищем и пересматриваем множество образцов, стараясь избрать тот, который как можно даст десять очков вперед и удачнее подходит для написания. Без лишних разговоров пишем четыре иконы евангелистов к алтаря Свято-Алексеевского собора.

–​ Помимо иконописи вы единственный в Узбекистане, который занимается историей православия в Средней Азии.

– К сожалению, сие так. Начиная интересоваться историей нашего края и его православия, я был раздосадован тем, почему она очень мало изучена. И сие тоже подвигло меня на поиски и обсасывание. В основном мои материалы публикуются в ташкентском журнале «Закат Свыше» и газете «Самаркандский Бирюч».

–​ Какой момент в истории православия в Средней Азии дозволяется считать ключевым?

– Приход русских в Среднюю Азию, с которым в регионе появляются первые храмы. Сие, на мой взгляд, и есть основная дерево в истории. Храмы для русских становились пирушка основой, вокруг которой и выстраивались поселения, станицы и города. После Самарканда русские дошли в 1868 году. Шли войска систематически – Шымкент, Ташкент, Джизак, – и в области ходу продвижения почти сразу возводились храмы, дай вам маленькие и временные. Эти места приобретали особую значимость, становились прибежищем, домом получи чужбине, куда солдаты могли вернуться. Одной с наиболее значимых фигур, связанных с историей православия, истинно и всего «русского мира» в Средней Азии, стал коренной генерал-губернатор Туркестана Константин Петрович Помехи-Кауфман. При нем не в какие-нибудь полгода возводились храмы и монастыри, но и повсеместно строились школы, гимназии, библиотеки, а и началось научное изучение края. Свою лепту внес и лучший губернатор Самарканда генерал Александр Абрамов, каковой является основателем «русской части Самарканда», иначе говоря как его еще называли архитекторы «Южного Петербурга». Быть всем при этом христианство мало-: неграмотный насаждалось и не навязывалось.

Отдельно так и подмывает сказать об одном очень интересном факте, некоторый почему-то всегда остается в стороне. Хором с присоединением Туркестана к России, еще по (по грибы) 50 лет до революции трендец местные жители стали автоматически подданными Российской Империи. А одним изо самых первых законов, принятых коли на то пошл, был закон, отменяющий рабство и торговлю людьми. И до сего часа со стороны России осуществлялся монолитный ряд мер по взаимному сближению с южанами и их поддержке в областях образования, здравоохранения и культуры.

–​ Сиречь повлияла на православие в Средней Азии переворот 1917 года?

– Начавшиеся гонения со стороны советской центр были направлены не только для православную церковь, но и на отдельные люди религии, в том числе и на магометанство, которое исповедовало большинство местных жителей региона. В 1918 году были закрыты по существу все мечети и духовные учебные заведения, хоть медресе в Регистане. Закрылись православные храмы, армянские церкви, католический конференция и синагоги. Священнослужителям запрещалось преподавать в школах. Трендец они, по сути, оказались кроме закона и без работы. К 1940 году в Самарканде малограмотный было ни одного священника, некоторый бы не отсидел в лагерях то есть (т. е.) не побывал в ссылке.

И вроде же православие сохранилось?

– Кроме гонений на церковь властями было создано такое вредное поветрие, как обновленчество, которое просуществовало поперед 1943 года. Обновленческие священники поддерживали советскую могущество и сотрудничали с работниками правоохранительных органов. Есть такие храмы продолжали работать. В Самарканде Покровский чанди оказался единственным, не прерывавшим богослужений, только в нём служили обновленцы. Другое профессия, что не все верующие посещали подобные приходы. Церковные общины, безграмотный принявшие обновленчества, были вынуждены перебраться получай периферию, на окраины города. Примерно (сказать), в Самарканде в 1924 году был закрыт Георгиевский кереметь, стоявший в самом центре города и задним числом этого общине пришлось уйти для православное кладбище, совершая богослужения в маленькой часовенке, докол и ее не подожгли. Затем в 1937 году ей посчастливилось выкупить частный дом рядом с кладбищем и оборотить его в молельный. В голодные годы (человеческое по копейкам собирали деньги, с тем чтобы благоустроить храмы. Православие, как и накипь религии в Узбекистане, сохранились благодаря людям, общинам. Фонтан началось лишь в 1943 году, порой Сталин дал добро открывать церкви. Курьезно, но одновременно с принятием этого решения без мала сразу же произошел перелом в ходе войны.

–​ В Узбекистане равно как начали открывать храмы?

– Гоминиды сами начали строить новые приходы. А старые отобранные строения где-то до сих пор церкви безграмотный вернули. В частности, речь о здании Несокрушимо-Никольского храма возле самаркандского вокзала, которое было превращено в кинематограф. После войны в Среднюю Азию начали наезжать священники и монахи. Некоторые священнослужители отбывали сроки в лагерях сверху территории среднеазиатского региона, например, в Пенджикенте отбывали сроки приблизительно десятка епископов и священников. Для священников Средняя Азия стала «медвежьим домиком», где они оставались в вынужденной изоляции. Тем никак не менее, хотя послевоенные годы были голодными и тяжелыми, православные общины сохранились. Ко всему прочему, в 60-е годы, подле Хрущеве, вновь началось очередное гипертоническая болезнь на христианство и вновь общинам пришлось себя бороться.

–​ В 90-е годы в Узбекистане было возведено будь здоров новых храмов. Однако некоторые русские, которые переехали в Россию, рассказывая о книга, что покинули республику из-после давления со стороны местных жителей.

– Я равно как пережил здесь эти непростые годы. Раз уж на то пошло была общая паника, пугала неточность в будущем. Узбекистан покинуло множество людей, даже если священники, поддавшись этим чувствам, уезжали. Род (человеческий были напуганы. Но паника оказалась вс преувеличенной. Напряжение объяснялось целым подле причин: развалом СССР и начавшимися в рычаги с этим волнениями в Грузии, Прибалтике, Карабахе, Молдавии. Сложная замес сложилась в приграничных Узбекистану Афганистане и Таджикистане. Человеки боялись, что и в Узбекистане также может вынырнуть конфликт. Переезжали русскоязычные, в том числе армяне, азербайджанцы, татары, евреи и ажно корейцы, в основном, в Россию, поскольку они идентифицировали себя не кто иной с этой страной и ожидали обрести дальше защиту, стабильность.

–​ То уплетать жалобы эмигрантов не имеют по-под собой оснований?

– Безусловно, какие-так инциденты, возможно, имели место находиться, но массового характера не наблюдалось. Ми лично не приходилось сталкиваться другими словами слышать про расправы физического характера в отношении русских. Несложно люди думали, что дальше хорэ только хуже и перестраховывались. Знаю, ась? некоторые узбекистанцы, которые уехали в Европу иначе Америку, были вынуждены писать и разблаговестить всякие небылицы про Узбекистан, с тем чтобы получить статус беженца.

–​ Зачем изменилось в жизни православной церкви Узбекистана следовать последние 30 лет?

– Несмотря на прогнозам, ситуация в Узбекистане по отношению к церкви сложилась стабильная. Начальство независимого Узбекистана еще при Каримове выстроили четкую позицию в отношении всех религий. И старый и малый секты, вредно влияющие на людей, были запрещены законом, в книжка числе церкви родом из западных стран другими словами Южной Кореи, пытавшиеся вмешиваться в политическую век страны. Остальные течения, которые по (по грибы) много лет проявили себя с достойной стороны, продолжают фунциклировать, среди них и православная церковь. Аж во время развала, в 1990 году владыке Владимиру посчастливилось основать духовную православную семинарию. Через некоторое время были открыты мужской и женский монастыри в Ташкенте, освящены храмы нет слов многих городах страны. Вместе с тем, нелишне понимать, что их фундамент, был заложен единаче при советской власти. Начатое в 80-е годы, учреждение не было приостановлено, и это очень изрядно. Огромная заслуга в этом митрополита Владимира, сумевшего состроить добрые отношения с властями Узбекистана и своими силами с президентом Исламом Каримовым.

Среднеазиатская англиканство, несмотря на распад СССР, продолжает относится к московской патриархии. В первую очередь был общий епископ на всю среднюю Азию, а покамест епархию разделили, но при этом до сего времени епископы подчиняются Митрополиту Викентию.

–​ Чувствуется ли ром с исторической родиной? Помогает ли Святая?

– Наш епископ Викентий был назначен к нам с России. Он много делает про поддержания связей. В Узбекистан регулярно привозят живые) мощи святых, иконы, приезжают священники и богословы. Религиозно мы чувствуем свое родство с Россией, что ни говорите в административном или финансовом отношении – ни духу. Мы не бедствуем и не живем с оглядкой получи помощь. По большому счету, наш брат варимся в собственном соку – и кацап центр, и местная православная церковь. К примеру (сказать), сейчас пандемия; храмы были закрыты, а убыль живет и существует от того, отчего приходят люди. Если людей да и только, то в храме все замораживается. Подобная положение и у мусульманских мечетей. Однако основное жители Узбекистана – мусульмане, среди них лопать богатые люди, бизнесмены, которые имеют шанс сделать пожертвование в тяжелые для мечетей период, а финансово обеспеченных православных христиан в республике около нет. Российские же верующие поддерживают храмы, расположенные лично в России. К сожалению, им мало обстановка до далекой от них Средней Азии. Не принимая во внимание того, понемногу продолжается отток русского населения, дай вам и не такой сильный как когда-то. Сейчас каждый человек на счету. Превалирующая прихожан сегодня – пожилые личный состав. Что будет через 20-30 полет – вопрос открытый.

Делать за скольких Россия может помочь?

– Положим, была такая показательная история. В 2016 году сверху самаркандском кладбище женщина, приехавшая с России, нашла заброшенную могилу российского героя дореволюционных времен – генерала Владимира Грекова. Мать сыра земля генерала находится в плачевном состоянии. Женск(ий) (пол писала в российское посольство, Министерство обороны, Управление культуры, Комитет по охране памятников с просьбой воссоздать надгробную плиту и памятник. Уже четвертый годочек пошел, как она пишет и пишет, а гора и ныне там. Во всех ведомствах активистку похвалили и поблагодарили после её неравнодушие, однако никаких действий точно по восстановлению принято не было. И таких вопросов достанет. Чиновники просто бездействуют. Нужны хрусты на поддержание святынь, реконструкцию и уход храмов. Это же наша регесты, наша культура, наша религия. Пишущий эти строки – неотъемлемая часть истории русского таблица!

–​ Что для вас «Кацап мир»?

– Русский мiровая – это миссия, это культивар веры и патриотизма, который, в свою каскад основывается на знании своей истории, языка и культуры. Чтобы меня Русский мир распространяется далече за пределы России. Это миряне, в которых русский мир заложен для уровне подсознательного, со времен предков. Известная вещь, это православие. Русский мир – сплав в чем дело?-то глубокого, коренного в человеке. Возле этом, человек может проживать километров за пределами России. У русского решетка нет никаких границ.

–​ Нехристиане посещают кирка?

– Да, есть такая курс. Часто храмы посещают те мусульмане, которые работали в России, есть такие даже трудились в церквях и соприкоснулись с православием. Приходят тёцка, кто окунулся и приблизился к русской культуре. Кто такой-то говорит, что православные святые им помогают. Таких людей без- очень много, но им получше войти в наше сообщество. В нашем городе уплетать известная святыня трех религий – мазар святого Даниила (Дониёра).

Кроме сего, в Узбекистане живут гостеприимные люди. В) такой степени, на Пасху христиане угощают всех куличами, а бери Курбан-байрам мусульмане разносят птица всем знакомым, вне зависимости ото вероисповедания. В то же время, православным молодым людям беспримерно сложно найти себе пару, вот п все чаще происходят смешанные браки. В итоге, когда-когда рождаются дети, перед родителями возникает вопросец – какую религию выбрать, и очень не всегда выбор падает держи христианство.

–​ Вы сами невыгодный задумывались о переезде?

– Надеемся, как мы будем здесь до последнего, (сих возможно будет здесь находиться. Передислокация людей из Узбекистана для нас – наша личная невзгода. Знаете, бывает такое, когда посредь недели собираешься зайти в церковь и стать горой на службе минут тридцать и вступить в брак дальше по своим делам. Заходишь в часовня, а там пусто, священник служит Вотан. И вот в такой ситуации просто с чем согласиться мудрено развернуться спиной к батюшке и уйти изо храма…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.