Как обсуждать со школьниками шокирующие новости

Кaк oбсуждaть сo шкoльникaми шoкирующиe нoвoсти

Инoгдa кaжeтся, чтo в нaшeм стрeмитeльнoм мирe кaждый дeнь прoисxoдит нoвый кризис. И всe этo мы видим в нoвoстяx. Нoвoстныe сaйты кoнкурируют мeжду сoбoй зa aудитoрию. Пoэтoму и мы, и нaши дeти пoстoяннo видим трeвoжныe зaгoлoвки, кoтoрыx с кaждым днeм стaнoвится всe бoльшe.

Eсли вы прeпoдaeтe мaтeмaтику, физику или другиe eстeствeннoнaучныe дисциплины, вeрoятнo, в клaссe вы нe будeтe упoминaть пoслeдниe нoвoсти. Нo нeкoтoрыe нoвoсти слишкoм мaсштaбны, чтoбы иx игнoрирoвaть. Кoгдa случaeтся нeчтo пoдoбнoe, мнoгиe учитeля зaдaются вoпрoсoм: кaк oбсудить с учeникaми тaкиe нoвoсти? И стoит ли вooбщe этo дeлaть?

Прежде всего, определите для себя: нужно ли обсуждать с учениками тревожные новости.

Иногда обсуждение шокирующих или тревожных новостей может приводить к нежелательным последствиям. Прежде чем обсудить последние новости с учениками в классе, подумайте, будет ли это уместным. Также подумайте, насколько вам будет комфортно поднимать в классе такие темы. Но главное – ответьте себе на вопрос: действительно ли последние новости тревожат учеников, и им нужно осмыслить происходящее. 

Возможно, в вашей школе уже разработаны рекомендации на такие случаи – примите их во внимание. Учитывайте и другие важные факторы: возраст учеников, особенности произошедших событий, правила школы и т. д. Если весь класс или отдельные ученики выглядят расстроенными или напуганными, подумайте, как поддержать их. Вы можете обсудить проблему в классе или поговорить с учениками индивидуально.

Советы о том, как обсуждать новости с учениками

Дети слышат и видят больше новостей, чем мы думаем. Они узнают их дома, от друзей, в социальных сетях и т. д. Дети слышат и читают истории о войне, стихийных бедствиях, терроризме, политической борьбе, наконец, о пандемии.

В младших и средних классах у детей нет навыков медиаграмотности, и поэтому у них нет объективной картины того, что происходит в мире. Старшеклассники лучше понимают текущие события, но и они не всегда могут отличать факты от фейков или субъективных суждений. Независимо от возраста детей, тревожные новости вызывают у них отрицательные эмоции: беспокойство, страх, гнев или даже вину. Эти эмоции могут оставаться с ними еще долго после того, как они узнают шокирующую новость. В таких случаях может помочь разговор о чувствах ребенка и о том, что не все новости в СМИ и социальных сетях являются правдивыми.

Чтобы помочь ребенку преодолеть отрицательные эмоции, следуйте таким рекомендациям:

  • Проявляйте инициативу. Прежде чем обсуждать в классе спорные темы или тревожные новости, сформируйте у учеников культуру ведения дискуссий. Как минимум вам стоит установить определенные правила, которые позволят обсуждать события вежливо и конструктивно.
  • Следите за своими эмоциональными реакциями. Ученики всегда смотрят на реакцию учителя на шокирующие новости, прежде чем отреагировать самим. Покажите своим ученикам, что даже тревожные новости вы воспринимаете критически и вдумчиво. Если вы сможете сохранить спокойствие и рациональное мышление, скорее всего, ваши ученики поступят так же.
  • Учитывайте то, что у ваших учеников может быть разный жизненный опыт. Разные дети могут по-разному реагировать на события в зависимости от того, в каких семьях они воспитываются, к каким социальным и культурным группам принадлежат и т. д. Обратите внимание на собственные предубеждения и помните, что ученики могут интерпретировать события не так, как вы от них ожидаете. Объясните им, что каждый из них может высказать свое мнение. Но при этом не заставляйте говорить, если ученики по каким-либо причинам этого не хотят.
  • Слушайте. Скажите ученикам, что они всегда могут безопасно поделиться своими чувствами, а вы всегда их выслушаете. Также вы можете научить их правильно воспринимать новости, если будете попутно задавать вопросы, которые помогут отличать факты и домыслы. Возможно, вам придется развенчать некоторые мифы. Наберитесь терпения. Напомните ученикам, что в социальных сетях много неправдивой информации, и иногда даже авторитетные СМИ могут публиковать фейки.
  • Поощряйте позитивные действия. Тревожные новости могут расстраивать детей и даже заставлять чувствовать себя беспомощными. Если ученики испытывают отрицательные эмоции из-за последних событий, поговорите с ними о том, чем они могут помочь в данной ситуации (например, пожертвовать деньги для нуждающихся). Это покажет детям, что они могут менять мир к лучшему.

Как развивать навыки медиаграмотности у детей разного возраста

Если вы хотите развивать навыки медиаграмотности у учеников, вам следует учитывать их возраст. Рассмотрим несколько рекомендаций для детей разного возраста.

1–2 классы

Убедите детей, что они в безопасности. У многих детей этого возраста неправильное представление о безопасности. Если они узнают что-то пугающее, что происходит в других странах (или даже что-то воображаемое), они могут думать, что находятся в опасности. Тревожные новости по телевизору могут пугать их. Поэтому не показывайте в классе видео или фото таких новостей.

Если у учеников есть вопросы, дайте им возможность высказаться. Не преуменьшайте и не обесценивайте беспокойство детей. Успокойте их и объясните, какие меры приняты для того, чтобы обеспечить их безопасность. Если пугающее событие произошло в другой стране, сделайте акцент на том, насколько это далеко.

Если ребенок слышит новость о том, с чем он непосредственно столкнулся (например, с насилием или стихийным бедствием), обсуждение этой новости может еще больше усилить его страх. В таком случае вам стоит поделиться с ребенком несколькими советами, которые помогут ему почувствовать себя в безопасности (не оставаться самому, быть рядом с кем-то из взрослых и т. д.).

Обсуждение новостей может быть необходимо, но не уделяйте этому слишком много времени. Дети должны вернуться к привычным школьным делам.

Полезные советы для учеников 1–2 классов

  • Дозируйте просмотр новостных сайтов и телепрограмм. Помогите ребенку найти баланс между просмотром телевизора, временем в Интернете и другими занятиями.
  • Расскажите ребенку, что можно, а что нельзя смотреть в Интернете.

3–5 классы

Учитывайте то, что у всех детей в классе разный темперамент. Некоторые дети готовы обсуждать тревожные события, некоторые склонны замыкаться в себе. Не показывайте в классе фото или видео событий, которые вызывают у детей отрицательные эмоции, чтобы не усугубить ситуацию.

Также помните, что у некоторых детей может быть личный опыт подобных событий (например, войны, стихийных бедствий, насилия и т. д.). Для некоторых детей события, которые показываются в новостях, могут быть более личными, чем для остальных.

Создайте пространство, в котором дети смогут свободно высказываться и задавать вопросы. Но сначала спросите детей, что им уже известно (или они думают, что им известно). Вероятно, детям нужно будет переосмыслить свои неправильные представления о том, что произошло. Они также смогут поделиться своими чувствами и получить вашу поддержку. Иногда вы должны будете напоминать ученикам, чтобы они не спешили с выводами, потому что еще не все факты выяснены.

В некоторых ситуациях дети могут проявлять предвзятость и стереотипное мышление. Будьте готовы объяснить ученикам эти понятия в общих чертах. Но будьте осторожны с обобщениями – в этом возрасте дети воспринимают ваши слова за чистую монету.

Возможно, у вас будут ответы не на все вопросы. И это нормально. Покажите пример того, как любопытство и критическое мышление помогают фильтровать информацию и отделять факты от домыслов.

Полезные советы для учеников 3–5 классов

  • Не стоит верить всему, что вы видите. Объясните детям, как можно обрабатывать фото и видео, добавляя и убирая объекты.
  • Читайте новости в Интернете. Объясняйте детям, из каких элементов состоит новостная статья.

6-8 классы

В средних классах у детей должно быть пространство для того, чтобы обсудить текущие новости и поделиться своими чувствами по этому поводу. Продолжайте объяснять детям, что такое предвзятость и стереотипы. Учите детей критически относиться к информации, которую они читают в новостях, и проверять факты.

В средних классах нормально разговаривать о новостях и даже показывать фото или видео. Но не показывайте то, что может вызвать беспокойство учеников. Проявите критическое мышление и обсудите, как подаются новости. Поговорите о том, как новостные сайты, стремясь набрать просмотры, искажают факты.

Полезные советы для учеников 6–8 классов

  • Ищите достоверные новости. Научите учеников проверять факты, которые поданы в новостях, в Интернете.
  • Рассказывайте ученикам, какие новостные сайты подают информацию качественно, а какие искажают информацию.

9–11 классы

Давайте ученикам возможность обсуждать новости и выражать свои чувства. Если кто-либо из учеников обеспокоен тем, что ему угрожает опасность, не обесценивайте его чувства. Помогите ребенку справиться с отрицательными эмоциями. Помните, что события, показанные в новостях, могут вызывать разные эмоции у разных учеников, особенно у тех, кто ранее сталкивался с подобными травмирующими событиями.

Большинство новостей (в том числе и тревожных) касаются вопросов политики. Если вы рассказываете о них в классе, будьте готовы к тому, что некоторые ученики активно включатся в дискуссию. Убедитесь, что вы научили детей вежливо вести дискуссию, прежде чем возникнут споры. Не лишним будет напомнить ученикам основные правила, чтобы беседа получилась конструктивной.

Попросите учеников рассказать, откуда они узнали новость (чаще всего – из социальных сетей), и научите их критически относиться к таким источникам новостей. Научите их проверять факты, прежде чем делать какие-либо выводы.

Полезные советы для учеников 9–11 классов

  • Развенчивайте фейки. Научите учеников определять фейковые изображения и видео в Интернете.
  • Боритесь со стереотипами. Помогите ученикам замечать собственные стереотипы при просмотре новостей или поиске информации в Интернете.
  • Поговорите о кликбейте. Расскажите ученикам, что сенсационные заголовки используются для того, чтобы привлечь внимание читателей и повысить просмотры. Это называется кликбейт. Помогите ученикам понять, как кликбейтные заголовки влияют на наше восприятие новостных материалов.
  • Поговорите об алгоритмах социальных сетей. Расскажите детям, как алгоритмы отображают в наших новостных лентах то, что мы сами хотим видеть.
  • Научите детей правилам этикета в социальных сетях. В комментариях нужно сохранять вежливость, даже если вы не согласны с написанным.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.