Кaк сoздaвaть тeсты с мнoжeствeнным выбoрoм
Тeсты – этo xoрoший спoсoб прoвeрить знaния и нaвыки учeникoв пo рaзным дисциплинaм. Oни дaют тoчную кaртину знaний учeникoв – и этo пoзвoляeт учитeлям принимaть пeдaгoгичeскиe рeшeния и выяснять пoтрeбнoсти в дoпoлнитeльнoм изучeнии oтдeльныx тeм, смeнe мeтoдoв oбучeния и т. д.
Кaк жe прaвильнo пoдгoтoвить тeстoвыe зaдaния? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основные этапы этого процесса. Всего таких этапов девять – рассмотрим их по порядку.
Советы по созданию вопросов для тестов с множественным выбором
1. Определите цель тестирования
Иными словами, начните с конца. Дайте себе ответ на вопросы: какую информацию вы хотите получить об учениках? Какие данные для этого нужно собрать? Какую информацию вы сможете сообщить ученикам или родителям.
Например, если ваша цель – оценить, насколько ученики третьего класса усвоили темы «Умножение» и «Деление», необходимо придумать такую структуру и содержание теста, чтобы его результаты показали, насколько ученики усвоили материал.
2. Определите стандарты, которым должен соответствовать тест
Цель тестирования должна быть ясной – каждый вопрос теста должен соответствовать нормам оценивания, прописанным в учебных программах по той или иной дисциплине и определять уровень компетентности ученика в изучении отдельной темы или дисциплин в целом. Если учитель ставит цель проверить, насколько ученики усвоили ряд тем, каждой теме должна быть посвящена серия вопросов теста.
Учитель должен иметь четкое представление, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик, чтобы можно было считать, что он овладел темой или дисциплиной.
3. Определите структуру теста
Наиболее часто в тестах используется структура множественного выбора. В вопросах таких тестов содержится информация, необходимая для получения ответа, ученику на выбор дается несколько вариантов ответов. Типичные тестовые задания для школы содержат 4 варианта ответов, из которых один является правильным.
В некоторых случаях в тестах используются более сложные задания: конструктивные, задания на подстановку, задания открытой формы и т. д. Чтобы выбрать подходящий тип теста, вам нужно определить, какой из них позволит ученикам лучше всего продемонстрировать понимание учебного материала.
4. Определите, как задания в тесте соотносятся со стандартами, указанными в учебной программе
В учебных программах для каждой дисциплины, утвержденных Министерством образования и науки, указаны ожидаемые результаты учебной деятельности учеников. В этом разделе указано, что ученики должны знать и уметь после изучения каждой темы. Составляя тестовые задания, вы должны соотносить их с этими показателями. Это даст вам представление, какого уровня знаний могут достичь ваши ученики.
5. Продумайте стратегию для тестовых заданий
Создание теста с заданиями множественного выбора на первый взгляд может показаться простой задачей. Но при разработке теста нужно тщательно продумать последовательность заданий. Если в какой-либо теме есть типичные ошибки, следует их учесть в вариантах ответов. Ученики будут выбирать такие неправильные варианты, если они не до конца поняли тему.
Неправильные варианты ответов, в которых учтены типичные ошибки, позволяют выявить пробелы в знаниях учеников. Это поможет учителям выбрать эффективные способы устранения проблем. Поэтому разработку теста нужно начать с определения самых распространенных ошибок и создать варианты ответов на их основе. Наконец, убедитесь, что вопрос не сформулирован так, что в нем есть два правильных ответа.
6. Устраните препятствия для учеников
Чтобы ученики могли наилучшим образом продемонстрировать свои знания, в заданиях не должно быть предвзятости или деликатных вопросов, которые могут сбить их с толку.
Все задания должны быть написаны в соответствии с особенностями класса, с учетом словарного запаса, которым владеют ученики. Задания должны быть сформулированы четко и кратко, чтобы ученики не прикладывали дополнительных усилий на чтение заданий (если оценивается не чтение).
7. Используйте все возможные средства, которые помогут ученикам найти правильный ответ
Это может показаться очевидным, но все же включите в тест все возможные инструменты и информацию, которые помогут ученикам правильно интерпретировать вопрос и найти правильный ответ. Например, если ребенку поможет изображение или отрывок текста, включите его в задание. Изображение должно быть четким и не содержать никаких элементов, которые могут отвлечь учеников. Отрывки должны быть понятны.
Если вы проводите тест по математике и учебная программа позволяет ученикам использовать калькуляторы, позаботьтесь о том, чтобы во время тестирования ученики имели к ним доступ.
8. Используйте в заданиях информацию, применимую в жизни
Ученики более мотивированы обращать внимание на те задания, которые связаны с их повседневной жизнью. Если вы используете в заданиях иллюстрации, убедитесь, что они знакомы ученикам из жизни. Контексты, в которых подаются задания, должны быть достоверными – не надуманными и не фантастическими.
9. Убедитесь, что ответы учеников на тест дадут вам необходимую информацию
Когда вы составляете задания для теста, помните о том, зачем вы проводите тестирование. Подумайте о том, насколько каждое задание позволяет достигнуть поставленной цели. Сверяйте задания с ожидаемыми результатами учебной деятельности, прописанными в учебной программе. Делайте акцент на сильных сторонах ваших учеников и используйте в тестировании задания, которые помогут вам скорректировать обучение.
Бонус. Проверяйте качество тестовых заданий.
Когда задания уже написаны, проверьте их качество. В этом вам помогут следующие рекомендации.
1. Попросите другого учителя или эксперта в области образования проверить правильность формулировки заданий и то, что в заданиях только один правильный вариант ответа. Ваш рецензент поможет вам выявить все ошибки и неточности.
2. Попросите кого-нибудь отредактировать текст ваших заданий. Это поможет избавиться от грамматических ошибок и сделать формулировки более логичными.
3. Уже после того, как тестовые задания будут отредактированы, сделайте окончательную проверку. Убедитесь, что задания поданы в правильной последовательности и что они понятны ученикам.