Нeскoлькo днeй в Мoсквe кричaт, кaк зaрeзaнныe: «Бузoвa! Бузoвa!». Будтo этo oнa МXAТ пoдoжглa. A чтo сaм спeктaкль? Удaчнaя, нeт? A aртисты, a прoчee? В нeм жe нe oднa Oльгa Игoрeвнa игрaeт. Тaм aртистoв уймищa — весь сцeнa ими зaбитa. Тo пoют-пляшут, тo рeвoлюциoнныe рeчи тoлкaют иначе говоря с винтoвкaми пo лeстницaм бeгaют ввeрx/ввысь, a тo рeжут друг другу живoты и глoтки. Притом в любoй пoслeдoвaтeльнoсти: пo быстрoму сплясaли грузинскую aс-су, в пaузe пoгoвoрили прo кaпитaлистoв-мирoeдoв и угнeтeнный клaсс и зa стaрoe — прeкрaснoe мнoгoгoлoсьe. A тaм смoтришь ужe кoгo-нибудь и пoрeшили. Имeннo пo тaкoму принципу рeжиссёр Рeнaтa Сaтириaди выстрoилa свoё типa эпичeскoe типa пoлoтнo типa o Стaлинe, с рaннeй биoгрaфиeй кoтoрoгo снaчaлa рaзбирaлся дрaмaтург Aндрeй Назаров, чьих пьес зачем то не найти в интернете. А позже за ним и руководство МХАТа, решившее дьявол то покопаться в личности Сталина за причине того, что в ней угоду кому) нас, не современников его, исполать Богу, остаётся много темных пятен — надобно(ть) бы прояснить. Примерно так выразился худрук МХАТА Эдуардик Бояков, стоя перед занавесом в цивильном костюме и модных кроссовках, коротенько давая идеологические установки публике.
И с его слов выходило, сколько ни до, ни после товарища Сталина сверху такого мощного и эффективного лидера нашей бедной стране безграмотный везло. И наглядно за два часа силами актерского состава МХАТа, а вдобавок приглашённых артистов, театр попытался выставить на вид тайну чудесного появления «чудесного грузина» (извлечение из В. И. Ленина) в одной отдельно взятой стране и ровно начинал свой путь этот гиганты мысли, исполин истории.
В мхатовской постановке начиналось непочтительно — с секса. Товарищ Джугашвили под музыку (!) совокуплялся (идеже ж такое видано?) с женой Надеждой Алилуевой сверху казенном диване сразу после исторического XIII cъезда большевистской партии, случившегося по прошествии времени смерти Ленина (покойный в виде статуи). Изо-за кожаной спинки дивана взметались голые дрова, мелькали торсы, плечи. А уже в следующей сцене соумышленник Джугашвили оказывался в Батуме, где ранее юным товарищем Сосо сначала пел и плясал нате рабочих сходках, а потом создавал конкретную ОПГ, резавшую и грабившую… исполнение) блага партии. Душка-душка-злодей в исполнении Георгия Иобадзе, подвижный и усмешливый. Всех остальных грузин мужского и женского пола играли артисты большей частью русской национальности. Но пели всегда-таки приглашённые грузины и делали сие хорошо.
Однако, смотреть всю эту предреволюционно-музыкальную неразбериха с размахом и национальным колоритом минут с подачи 15-20 становилось откровенно скучно: получение понятен и повторялся, текст плоский и расплывчатый, особенно в части, касающейся классовой борьбы. Захочешь воспроизвести хотя бы одну стоящую фразу и маловыгодный вспомнишь: что-то про Маркса, его Деньги, типографию и демонстрации. Похоже, что ни артистов, ни зрителей в зале совсем текст не трогал — таким неактуальным, фальшивым выглядел дьявол. Поставленные голоса актёров звучали бюрократически и фальшиво, а что мхатовский бедолаги думали в душе хоть только догадываться. Одна из артисток, исправно и по школе изображавшая возлюбленную «чудесного грузина», колоритно вскидывала руки и восклицала в правую кулису: «Отец!!!».
До сей поры шумно происходящее на сцене нежели дальше, тем больше напоминало омерзительный сон, в котором каждый про себя ась?-то придумал: драматург, что спирт и вправду может писать пьесы, что-нибудь артисты МХАТа умеют играть сообразно системе Станиславского (они же — МХАТ по образу никак). Режиссер Сатириади бредит, по какой причине она верная ученица Юрия Любимова (держи самом деле сделавшая все, затем чтоб Мастер покинул свою Таганку), а художники Инуля Титаренко (сценография) и Елена Ярочкина (костюмы) — знают школа в национальном костюме. Как бы малограмотный так!
На самом деле, сочиненная немаленький компанией постановка на тему юности Сталина — изо 70-х годов прошлого века какого-нибудь провинциального театра и отнюдь не передовика, но которому ни с того, ни с этого отвалили много денег на утренник к годовщине революции. Ну вот они и сбацали.
Претензии нате историчесность драматургического материала остались претензией. Порция зрителей, которая все-таки силилась на худой конец что-то понять, запуталась в персонажах — кто такой кому сын и брат. Так, Силивёрст Ломджария, реальный участник батумских событий азы прошлого века, имел реального брата Порфирия, кто во МХАТе стал почему в таком случае сыном («Ты украл моего сына!»), а в программке настоящий Порфирий обозначен как брат Наташи, дочери Сильвестра, а почему то не сыном его. Артисты далеко не одеты, а ряжены под грузин, у полицейских с-под фуражек свисают длинные шевелюра совсем не по регламенту, ну да и мундиры носят как двоечники.
Иск на заявленный жанр тоже маловыгодный оправдалась — с трагифарсом у Сатириади как-в таком случае не заладилось. Ну не шутить же театру, возглавляемому лидером выразительно патриотического окраса, над чаяниями простого народа река над застреленным не то братом, никак не то сыном? На фарс приставки не- потянули и Ильич с Надеждой Константиновной, которые в таком случае и дело возникали то из левой кулисы, так из правой. Он с цитатой изо какого-нибудь письма или статьи, а возлюбленная почему-то с большим чемоданом, севши на который уточняла источник написания сей. Пара оказалась назойливой и не сме.
Публика томилась и ждала выхода дивы, имея нате то разные мотивы: фанаты, так чтобы зафиксировать криками ее триумф получай святой сцене, театралы — позор позже же. Но ни того, ни другого безвыгодный произошло, но живую реакцию Оляня Бузова все-таки вызвала. Возлюбленная появилась — кабаретная певичка Бэлла Шанталь, в бирюзовом белья), картинно прошлась и удалилась. Второй антре Ольги Игоревны, впрочем как беспристрастный с двумя последующими во втором акте, сопровождался еще пением романсов в присутствии живой обезьянки. Распевание убедило собравшихся, что поёт симпатия как может, и нисколько по этому поводу приставки не- комплексует. И даже не намерена доставлять затруднения себя тянуть какие-то инуде ноты — это к артистам. В реальном ресторан с такими данными такую птичку получи и распишись порог бы не пустили. Сценическая Шанталь зубами вцепилась в образа Ольги Бузовой, развернутый и прибыльный в Инстаграмм. А тут, подумаешь, который-то МХАТ, придумавший себе, будто сейчас звезда незнамо чего/быстрее, всего обслужит академический театр. Безграмотный прошло. Это МХАТ обслужил Ольгу Бузову — с огромной массовкой, декорацией, песнями и плясками национального характера.
Представление судя по количеству привлечённых специалистов космическая. В списке значатся — певческий тренер, педагог по грузинскому многоголосью, хореограф грузинских танцев, педагоги по игре сверху дудуке и пандури, дрессировщик маленькой обезьянки соответственно имени Маша, которая, как к старшей сестренке, прилепилась к Бузовой, и в один присест несколько продюсеров — линейный, музыкальный и по мнению видео. Хотя видео было в финале и целом) одно, но его, оказывается, равно как надо было продюсировать.
Во как много же обошлась вся эта сталинская хреновина МХАТу? Американка-служба опровергает безумные цифры, гуляющие ровно по Интранету (только два выхода Бузовой подо полмиллиона), и называют примерно 14 миллионов, какими судьбами соответствует средней постановке в большом московском театре. Да деньги, уверяет, МХАТ, не налогоплательщика, у государства (Минкульта) безлюдный (=малолюдный) брал ни копейки, честно заработанные изумительный время пандемии вложил в шоу с Бузовой. Хотел проделать великое историческое полотно о великом Сталине, а получилось представление с Ольгой Игоревной, в котором она выступила в паре с обезьянкой. Смотри теперь таким продуктом промышляет держи рынке досуга театр, который в Минкульт числится посредь главных культурных достояний — во всяком случае за названию. Все-таки МХАТ.