Тoлчкoм к сoздaнию прoeктa «Aвaнгaрд: нa тeлeгe в XXI вeк» стaлa удивитeльнaя истoрия o тoм, кaк в 1920 гoду в слoбoдe Кукaркa пoд гoрoдoм Ярaнскoм зaстрялa выстaвкa aвaнгaрдистoв. Снaчaлa нoвoe искусствo пoкaзaли в сaмoм Ярaнскe, a пoтoм пoвeзли пo губeрнии — рaбoты, срeди кoтoрыx грaфикa Кaндинскoгo и Рoдчeнкo, буквaльнo нa тeлeгe дoстaвили в нeбoльшoe сeлo. Энтузиaсты с Пeтрoгрaдa, oргaнизaтoры пeрeдвижныx выстaвoк (этa былa трeтьeй пo счeту), плaнирoвaли дoнeсти нoвoe союз в культуре до простого «глубинного» народа и урегулировать большой тур этой экспозиции. Хотя зима оказалась суровой, дороги замело, и передвижка осталась в Кукарке на долгие годы. Погодя сто лет ее случайно сделал один из главных специалистов за русскому авангарду Андрей Сарабьянов. И придумал прожект, который показывает искусство в движении. В него включили и часть «путешествующие» произведения — и реализм, и импрессионизм, и кубизм — скарб, которые после революции продвигали в человек(и) в Приволжье. Выставку уже показали в Вятке и Екатеринбурге, в данный момент она в Москве, но в совсем ином экспозиционном решении.
В этом месте «путешествующие» шедевры в самом деле закручены в колесо — зритель получи себе может ощутить движение искусства. В прямом и в переносном смысле. Экспонирование, созданная по принципу колеса, начинается с реалистических работ, и нежели дальше мы двигаемся, тем отчетливее видим, в духе стремительно сменялись стили и видение художников в революционные годы. Притом, попадая на выставку, мы утыкаемся в «окончание» этого «колеса»: до нами работа Ольги Розановой «Мельпомена «Модерн» (1915) с Слободского музейно-выставочного центра, которая наподобие раз показывает искусство в движении.
Но начинается промах за углом, с совсем другого искусства — реалистических вещей, которые с прохладцей отходят от традиции ХIХ века. После этого работы Николая Фешина, Сергея Малютина, Николая Никонова, Василия Тимофеева. Они показываются сверху темно-сером фоне. Чем следом двигаемся по экспозиции, тем почище фон фальшстен становится светлее, в конце превращаясь в едва белые. У каждого полотна здесь своя чепэ, большинство из них московская общество может увидеть впервые.
Вот, примерно (сказать), интересный, на грани кубизма и реализма, живой портрет композитора Рудольфа Мервольфа, написанный его другом — художником Михаилом Демидовым. А там революции музыканту с немецкими корнями и именем было горестно жить в Петрограде, поэтому он с радостью откликнулся получи и распишись предложение из Вятки вести дальше музыкальные классы. Впервые представлена и отреставрированная двусторонняя узор «Композиция» Алексея Моргунова — редкая вещь соратника Казимира Малевича, обнаруженная Сарабьяновым в собрании Слободского краеведческого музея. Малограмотный обошлось и без шедевров Василия Кандинского, Санюра Родченко, Ивана Клюна, Александры Экстер. Одно слово, есть чему подивиться.
А ту самую телегу, которая была экспозиционным «узлом» в Екатеринбурге и Вятке, разрешается найти на третьем этаже музея, идеже представлен спецпроект «Искусство перевозки искусства». Коль скоро в провинции на выставке о движении искусства в революционные годы телегу показывали конечно — как театральный атрибут, — так здесь ее можно увидеть в большой фотографии во всю стену. Чисто смотрите, так возили искусство в начале ХХ века, получи телегах. Или вот рядом — вновь один масштабный снимок: так, свернутым, вроде бы ковер, транспортировали «Явление Христа народу», когда-никогда везли в эвакуацию в годы Второй нет слов войны. Как теперь устроены технологии музейной транспортировки, дозволяется понять по экспонатам рядом с фотоснимок.
Здесь старшие оранжевые ящики с открытыми «внутренностями»: бесспорно многослойные обивки и мягкие слои. Трендец «примочки» можно заслушать в деталях: вот индикатор удара (измеритель чувствительности), специальный термометр (для контроля по-над влажностью и температурой в ящике с картиной), марка (она фиксирует закрытие ящика), стяжные ремни (исполнение) надежной фиксации груза) и прочее.
В сопровождении с этими техническими деталями показываются и произведения современных художников получи заданную тему. Например, есть упражнение Валерия Чтака в виде ящиков с изображением черных кошек ровно символа вечно движущегося: пусть знание гуляет само по себе, т. е. котики, как бы говорит оригинатор. Или работа Джейкоба Якобова с бетона в виде «пупырки», которую я не я буду используют для обертывания картин и статуэток подле перевозке. Музейные технологии перевозки ушли ужас далеко от телеги, но общее направление искусства и сегодня не менее мирово, чем сто лет назад.