Навыки успеха: как и чему обучать современных детей

Нaвыки успexa: кaк и чeму oбучaть сoврeмeнныx дeтeй

Oбрaзoвaниe — этo зaлoг успeшнoгo и счaстливoгo будущeгo кaждoгo. Нo кaкиe кoмпeтeнтнoсти дoлжны пoлучить учeники вo время учебы, чтобы в перспективе стать востребованными специалистами?

Эксперты крупнейшего мирового экономического форума в Давосе уже неоднократно подчеркивали, что для профессионального и личностного развития самыми востребованными в ближайшие годы будут так называемые «мягкие» навыки. Это умение учиться, достигать взаимопонимания в коллективе, решать сложные проблемы, творить (креативить), прогнозировать и быстро приспосабливаться к изменениям. Что для этого нужно? По мнению экспертов ведущих мировых сообществ, необходимо развивать эмоциональный интеллект и критическое мышление.

По версии PISA, в ТОП-10 стран с наиболее развитой системой образования попали Сингапур, Финляндия, Швеция. Эти системы образования уже активно интегрируют «мягкие» навыки, ориентируясь на них при разработке учебников и учебных материалов. Министерство образования и науки Украины также стремится достичь этой цели, но рекомендаций и наработок, как это делать, пока нет. Однако уже сегодня важно учитывать мнение экспертов при создании учебников и учебно-методических комплектов.

Хотя наличие материалов на развитие «мягких» навыков не является обязательным требованием МОН, издательство «Ранок» заботится и об этом. Указанные вопросы освещаются, в частности, в учебниках по математике, украинскому языку и чтению, искусству и курсу «Я исследую мир». Ведь обучение становится успешным именно тогда, когда в материал учебника интегрированы упражнения на формирование эмоционального интеллекта учеников, развитие их креативности. Выполняя по учебнику, на первый взгляд, несложное задание, ученик задумывается над социально важными темами и учится действовать в жизненных ситуациях.

Научить учиться — вот задача современного учебного заведения, учителя и выбранного им учебника.

Например, в учебнике по математике авторов Светланы Скворцовой и Оксаны Оноприенко для формирования у учеников критического мышления предложена система заданий с постепенным усложнением способов мышления: от распознавания математического понятия и выполнения действия по образцу до решения проблемы.

В учебнике по украинскому языку и чтению Инна Большакова и Марина Пристинская предусмотрели рубрики, побуждающие учеников экспериментировать с прозаическими и поэтическими текстами (в частности, изменение концовки, места или времени событий, введение других персонажей и т. д.), фантазировать — развивать креативное мышление, определять понятие и объяснять его сущность на основе примеров из жизни, создавать простые медиапродукты т. п.

В учебнике «Я исследую мир» авторов Надежды Бибик, Галины Бондарчук, Марины Корниенко и др. предложены задания для организации исследовательской деятельности, проекты-исследования, которые помогут научиться наблюдать, работать в команде, обобщать результаты исследований и делать выводы; практические задания с использованием современного программного обеспечения для решения учебных заданий по разным предметам и в повседневной жизни.

Выбирая учебники издательства «Ранок», каждый учитель может быть уверен, что получит не просто методическую поддержку по развитию «мягких» навыков учеников, но и может пройти абсолютно бесплатное обучение в Интерактивной школе творческого учителя.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.