Работы первого русского импрессиониста и его учеников показали в Новом Манеже

Прoeкт в Нoвoм Мaнeжe нeбoльшoй — здeсь всeгo oкoлo 40 рaбoт. С ниx кисти Кoрoвинa — всeгo нeскoлькo. Здeсь нeт xрeстoмaтийныx, знaкoмыx сo шкoльнoй скaмьи вeщeй — всe рaбoты изо чaстныx сoбрaний. И тe eдиницы, чтo принaдлeжaт кисти клaссикa, сoздaны в пoздний пeриoд — в 1910–1930-x гoдax. В сaмый трaгичeский пeриoд исполнение) Кoнстaнтинa Aлeксeeвичa. Вoт, нaпримeр, бoльшoй пoртрeт нeизвeстнoй дaмы, грaциoзнo вoссeдaющeй нa крeслe рядoм с букeтoм цвeтoв. Сoвeршeннaя двoрянкa, oчeнь тургeнeвскaя. Чтo в нeй oсoбeннoгo? A тo, чтo нaписaнa oнa в 1921 гoду, кoгдa двoрянствa ужe нe сущeствуeт, кaк и тoгo чувствa умирoтвoрeннoсти и нeги в атмосфере, какое читается в ее образе. Симпатия — чистое воспоминание, ностальгия числом былым временам.

«Дама в интерьере», 1921, Костюра Коровин.







Своевольно Коровин в 1921 году находился в глуши — пережидал революционные вихри в деревне Островно Тверской губернии. Бедствовал. Болел. Дитя Алексей находился в постоянной депрессии с-за того, что в 1915 году уличный поезд перерезал ему ногу и он остался инвалидом, нуждался в протезе и чувствовал себя неудачником. Благоверная, Анна Яковлевна Фидлер, болела туберкулезом. Лично художник страдал стенокардией и начал лишаться чего зрение. Спустя год Коровин до скончания века уедет в Париж, где и закончит приманка дни в полной слепоте — умрет неуклонно на улице от сердечного приступа в 1939-м.

Совместная разработка Константина и Алексея Коровиных.







Есть на выставке и одну крош парижских пейзажей. Один из них сделан в 1890-х годах, вот время одной из поездок в Мекка) (мировой) моды, он миниатюрный (14 на 18,5 см), же в нем чувствуются жажда жизни, сполох, рука мастера. А рядом картина более — конца 1920-х годов, и сие уже совсем иной мазок и быть по себе. Здесь, казалось бы, тот а сюжет, но вялый, безжизненный. Благодаря чего что эта работа написана вповалку с сыном, о чем свидетельствует и подпись к картине. Затем 1927 года Коровин уже пшик не писал — ослеп. В частности в то же время семью постигла страшная беда — в 1925 году Алексей пытался закрыть лавочку жизнь самоубийством, и ему почти посчастливилось. Он долго пролежал в больнице, да все-таки выкарабкался. И это была неважный (=маловажный) единственная попытка самоубийства, одна с очередных все-таки сведет его в могилу — в 1950 году. Одним словом, блистательному художнику, прежде всего театральному, Константину Коровину, выпало на долю уготовила сложный финал. Однако возлюбленный оставил наследие — и это неважный (=маловажный) только его картины, эскизы и декорации, да, что, возможно, важнее, — учебное заведение, ученики.

Александр Шевченко.







Коровин-педагог не был диктатором. Его ученики вперед разными путями, но у всех скажем или иначе проявлялась школа — искусство, энергичность, легкость. Вот, например, Гуня Лапшин, который, как и учитель, без срока покинул Россию в 1922-м, обосновавшись в Париже. Его называют «маленьким Коровиным». Пейзажи Лапшина такие но размашистые, солнечные и сочные, как и у учителя, может быть, даже если чересчур, оттого смотрятся они малость салонно, особенно для 1930-х, как-нибуд художники вовсю экспериментируют с формами и цветом. Крошки другой по настроению и манере Мужественный защитник Шевченко, который сначала учился у Михаила Врубеля, там у Константина Коровина, позже он сблизился с авангардистами. Индивидуальный стиль, где русская иконопись и картинка сочетались с сезаннизмом, он именовал «тектоническим примитивизмом». Работы Актау выполнены в темных, монохромных тонах. Его женские портреты написаны с чувством, художник нарочно упрощает формы, безлюдный (=малолюдный) выписывает детали. Глаза его героинь заволокло серой дымкой, чуть не как у девушек Модильяни. Шевченко без- копирует учителей, от них некто взял не манеру, а импульс — возьми поиски собственного «я». А во театральные эскизы Петра Вильямса, учившегося у Коровина умереть и не встать ВХУТЕМАСе в революционное (во всех смыслах) перфект. С 1930-х Вильямс работал в основном во вкусе театральный художник — сначала умереть и не встать МХАТе, потом в Большом театре. Нате выставке представлены его эскизы декораций 1942 лета, созданные для программы ансамбля песни и пляски НКВД. Горноразведочный пейзаж, заснеженные ели, сочные виноградники, пусть даже туманный Кремль, растворяющийся в небе, ни в коей мере не оставляют ощущения советского официоза, характерного в (видах этого периода соцреализма в искусстве.

Петруха Вильямс.







Дополняют выставку работы соратников и друзей Коровина, промеж них — Валентин Серов, Миша Нестеров, есть и одна картина брата художника Сергея. А финальным штрихом становится декоративное пение из Абрамцева, где часто бывал и работал Коровин в конце ХIХ века. Резные деревянные очки и мебель в духе Средневековья возвращают нас в самый превосходный период жизни мастера, когда возлюбленный вместе с Поленовым, Репиным, Васнецовым и Врубелем входил в абрамцевский круг — неформальное объединение художников, организованное меценатом Саввой Мамонтовым держи его даче. Это возвращение к истокам — своего рода автомобиль времени — из Парижа, взад — к русским глубинным традициями, которые соединились в творчестве художника с новаторским взглядом и манерой.

Бескорыстная Агафонова — куратор выставки.







Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.