Рaзрaбoткa стрaтeгии рaзвития шкoлы: сoвeты дирeктoру
Кaчeствeннaя шкoлa — этo рeзультaт рaбoты рукoвoдитeля нaд рaзвитиeм зaвeдeния. Тo, кaк дирeктoр нaстрoит упрaвлeнчeскиe прoцeссы, нaпрямую влияeт нa кaчeствo oбрaзoвaния в шкoлe, кoтoрую oн вoзглaвляeт. Гoсудaрствeннaя службa кaчeствa oбрaзoвaния пoдгoтoвилa плaн для дирeктoрoв учебных заведений, как правильно разработать стратегию развития школы.
Мотивировать учителей, работать над их профессиональным развитием и совершенствованием работы, улучшать образовательную среду, взаимодействовать с основателем относительно развития материально-технической базы, формировать прозрачную систему оценивания результатов обучения учеников, обустраивать дружественную к детям школьную жизнь — неисчерпаемый перечень задач и ответственностей директора.
Важной частью работы директора как менеджера является формирование стратегического видения развития школы. Стратегическое управление — это непрерывный процесс, обязательной частью которого является разработка Стратегии развития учебного заведения. Стратегия развития дает возможность определить направления движения учебного заведения для достижения основной цели — обеспечения качества образования.
Стратегическое управление школой реализуется через два направления — развитие внутренней системы обеспечения качества образования и стратегическое планирование. Первое позволяет изучать и оценивать образовательный процесс как систему, а второе — определить направления деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Отображаются эти направления в Положении о внутренней системе обеспечения качества образования и Стратегии развития учебного заведения.
Разработка стратегии развития школы
Стратегия развития учреждения — важный концептуальный документ деятельности учебного заведения. Поэтому к процессу разработки стратегии директор школы привлекает заинтересованные стороны.
Одним из способов разработки стратегии может быть проведение мозгового штурма для выработки предложений по определенным направлениям. Для этого может быть создана рабочая группа с участием руководителя, заместителей и представителей педагогического коллектива, учеников.
Рабочая группа в свою очередь нарабатывает проект стратегии, а в дальнейшем документ выносится на рассмотрение и обсуждение педагогического совета. Важно помнить, что реализация части целей стратегии потребует поддержки основателя заведения. Именно стратегия развития учреждения должна разрабатываться в тесном сотрудничестве с учредителем.
Структура стратегии развития учреждения
В стратегии развития учебного заведения должны быть следующие блоки:
Ценности заведения. Ценности, по сути, являются фильтром поведенческих моделей всех участников образовательного процесса. Они определяют, что для школы является важным, какие человеческие и общественные ценности. Например, среди ценностей школы, — безопасность и комфорт ребенка. В таком случае в процессе реализации стратегии особое внимание должно уделяться созданию безопасной и комфортной среды, построению доверительных отношений между учениками, учителями и администрацией школы.
Миссия школы. Миссия дает ответ на вопрос, почему заведение существует, какова цель его деятельности и для кого осуществляется образовательная деятельность. Она детализирует статус школы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей работы заведения. Например, миссией школы может быть обеспечение равного доступа к образованию для всех детей.
Визия школы. Визия определяет, куда движется учебное заведение, где оно хочет быть. Формулировка визии позволит ответить на вопрос, какие цели школа стремится реализовать в среднесрочной перспективе, на каком уровне хочет быть, чего хочет. Например, создание инклюзивной образовательной среды, в которой каждый ребенок независимо от пола, особых потребностей, социального статуса или иных признаков сможет комфортно учиться.
Стратегические цели деятельности учреждения. Стратегические цели определяют, какой должна быть школа через несколько лет, задают направления развития и фиксируют, чего школа стремится достичь. Они определяют сферы, на которых должны быть сконцентрированы усилия администрации и педагогического коллектива школы. Стратегические цели обязательно должны коррелировать с визиями, ведь их выполнение приближает заведение к их достижению. Для максимальной эффективности цели должны быть сформированы на основе SMART-критериев и, соответственно, быть конкретными, измеряемыми, достижимыми, актуальными и определенными/ограниченными во времени.
Операционные цели. Операционные цели определяют, каким образом заведение будет достигать стратегических целей и какие шаги необходимо для этого сделать. В операционных целях стратегия заведения переходит от общего к конкретному. Например, операционными целями в стратегии школы могут быть:
- разработать прогноз ожидаемого количества детей с особыми образовательными потребностями;
- наладить отношения с инклюзивно-ресурсным центром;
- провести адаптацию образовательного пространства;
- обеспечить необходимую организационно-методическую подготовку;
- разработать необходимые адаптационные мероприятия для учеников и родителей;
- учителям пройти повышение квалификации по направлениям, которые касаются работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Работая над разработкой стратегии развития школы, очень важно учитывать реальное положение вещей и ресурсы учреждения. Инструмент SWOT-анализа поможет руководителю определить сильные и слабые стороны школы, а также открывающиеся перед заведением возможности, и имеющиеся или потенциальные угрозы.
Для успешной реализации стратегического управления стратегии развития учебного заведения важно донести всем участникам образовательного процесса, особенно тем, кто непосредственно вовлечен в ее реализацию.
Стратегическое управление требует также изменения подходов к взаимодействию с педагогическими работниками. Они должны принимать непосредственное участие в определении стратегических и операционных целей, миссии, видения учреждения, принимать их как личные. Только так они могут стать партнерами директора в достижении этих целей.
Стратегия развития учреждения — это также важный указатель для учредителя: какие точки развития есть у школы, на что заведению нужны ресурсы, какие направления работы школы нужно усилить основателю и т. п.
По материалам Государственной службы качества образования.