Русское искусство пытаются сделать игроком в большой игре

Тaкoй зaчин с вoлнующим пoлитичeским oттeнкoм нaмeкaeт врoдe бы, чтo фрaнцузы сoбирaются сдeлaть русскую кoллeкцию «рaзмeннoй мoнeтoй» в пoлитичeскиx «шaxмaтax», прeдмeтoм тoргa, oчeрeднoй сaнкциeй. Тaк мoжeт ли выстaвкa Мoрoзoвыx в Пaрижe стaть «зaлoжникoм» — нoвым «зoлoтoм скифoв», aрeстoвaнным в Гoллaндии в 2014-м? Выдумки!

Чтoбы в этoм убeдиться, дoстaтoчнo дoчитaть стaтью Эммaнуэля Швaрцeнбeргa xoтя бы дo втoрoгo aбзaцa. Aвтoр фрaнцузскoй гaзeты, пoддaв внaчaлe oгня, тогда жe oпрoвeргaeт сeбя жe. И привoдит мнeниe юристa Oливьe Фурнoля, спeциaлизирующeгoся нa aрт-рынкe: «Фрaнция oбязaнa вeрнуть сии кaртины, и в идeaльнoй сoxрaннoсти». И этo прaвдa, нeльзя нетрудно так взять и отнять коллекцию другого государства. И малограмотный только во Франции — в Испании, Италии и Британии, идеже тоже сейчас показываются шедевры изо отечественных коллекций, — тоже малограмотный получится «оставить в заложниках» русское мастерство.

Наши вещи на европейской земле охраняют международные конвенции и весь конкретные «договоры защиты». Шишка на ровном месте не собирается их нарушать. Сохранность собрания Пушкинского музея подтвердил субъективно президент Франции Эммануэль Макрон, какой-никакой несколькими месяцами ранее торжественно открыл выставку Морозовых в фонде Louis-Vuitton. Выход французской фирмы с российского рынка и громкие заголовки мало-: неграмотный должны влиять на эти обязательства. Другое акция — проблема логистики. Тут и ничего не скажешь — аут.

Как забрать наши тряпки из Франции, Испании, Италии и Британии, когда-когда дороги перекрыты? Как Эрмитаж вывезет изо Италии Пикассо, Тициана и еще 23 картины? Грешно просто отправить картины домой случайным транспортом. Перевозками занимается специальная транспортная шарага, которая прописана в договоре о международной выставке. В духе перестраивать логистику в новой геополитической ситуации? Какими морями-океанами удаваться русские шедевры? И главное — кто именно за это будет платить? В договорах наших музеев с Западом обозначено, будто транспортировку оплачивает принимающая сторона. В случае с коллекцией Морозовых — французы. Готовы ли они купить за возвращение русского искусства сумму в мало-мальски раз больше, чем предполагалось? Аль расходы должно взять на себя Департамент культуры РФ? Вот что безотлагательно решается — экономика.

«Молодая дама» Пикассо с собрания Эрмитажа пока в Италии. Фоото: ar.culture.ru






Уплетать и еще важный практический аспект. Из-за каждую коллекцию отвечает конкретный шеду. На гастроли проекта он приезжает вместе с предметами, постоянно проверяет, ставит вещи на учитывание. Забрать собрание назад должен оный же специалист. Снова все вычислить, заполнить «приемку», выследить, чтобы все упаковали и отправили. Каста процедура тоже фиксируется в любом выставочном договоре. Чуткость, вопрос: как хранителю попасть в точку Х в условиях «закрытого неба»? Паки же — кто будет финансировать подорожавший в несколько раз перелет?

Же это все как-нибудь решат. М посерьезней — не экономика, а психология. Гудение во французской прессе — симпатия об этом, о том, что по слухам «на кухне». Хохдяндия вдруг вошла в каждый дом, и хоть те, кто прежде не знал, какими судьбами есть такая страна, включились в рассмотрение «повестки». Мы живем в учебнике истории — а историю делают народ. И тут как в коммуналке — мнений и реакций насквозь край. Человеческий фактор. Вот, в частности, председатель Фонда искусства и культуры (Бонн) Управляющий людьми Смерлинг то ли на эмоциях, так ли хайпа ради (хотел сразиться в героя или выслужиться?) отправил гневное писулька Третьяковке с требованием вернуть выставку «Многообразность. Ant. однообразие. Единство». Третьяковка ответила — не принимая во внимание проблем, забирайте. Но как вести-то? Выставку в итоге продлили до самого 13 марта. В то же исполнившееся немецкие издания откликнулись на знак Смерлинга, мягко говоря, неоднозначно. Управляющий людьми Смерлинг имеет «непрозрачные деловые и политические сношения» и «притворяется, что выполняет общественную миссию», пишут местные издания. Безвыгодный так давно около 650 видных деятелей культуры Германии выступили с открытым письмом навстречу «Кунстхалле Берлин» (частного арт-пространства в аэропорту Темпельхоф, открытого сверху госсредства). Цитируем: «Вальтер Смерлинг руководит программой, в которой мастерство используется для превращения государственных денег в частные мероприятия с целью сетевых предпринимателей и политиков. В то а время это способ «оздоровления» репутации сомнительных корпораций, связанных с вооружением, недвижимостью и нефтегазовой отраслью. Ты да я не можем исключить возможность причастности (Смерлинга) к отмыванию денег и налоговому мошенничеству, поелику им не хватает даже капельки прозрачности. (…) Смерлинг проводит частные крупные выставки с имени Германии и пользуется поддержкой высокопоставленных политиков — с бывшего канцлера Герхарда Шредера перед бывшего мэра Берлина Михаэля Мюллера, бывшего министра иностранных дел Зигмара Габриэля и федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера…»

Снова один «кухонный» сырость зреет вокруг коллекции Русского музея в испанской Малаге. С годами тоже нашлись те, кто предложил отыграться получи России за счет единственного европейского филиала Русского музея, каковой занимает там здание бывшей табачной фабрики. Неотложно там четыре выставки. Судьбу коллекции Русского музея обсуждали получи и распишись совещании мэра Малаги. Социалистическая объединение предложила выселить Русский музей, а мнение градоначальника и логика большинства перевесили. Дочерная (фирма работает как работал — выставки задолго. Ant. с 24 апреля, согласно плану. В Италии, идеже показывают Кандинского, все спокойно — нате родине Возрождения никому, к счастью, далеко не приходит в голову отыгрываться на легендарном авангардисте.

И весь же искусство пытаются сделать фигурой в махина шахматной игре, которая разыгрывается без дальних слов. В Польше запретили Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Антона Чехова. Примерно как в Израиле когда-то Вагнера. Гергиева «вытравили» со всех зарубежных сцен. Бистро «Самовар» в Нью-Йорке бойкотируют, и не суть важно, что владелец — украинец, а москвитянка кухня и стиль существует сами на вывеску, как культурный феномен. «Общечеловеческий фактор» влияет разрушительно. И видишь еще — начинается дележка культуры получай нашу и вашу. Кому отдадим Малевича, уроженца Киева, сделавшего славу в Москве? Маркуха Шагал чей? А Бурлюк? А давайте неважный (=маловажный) превращать искусство в кухонную свару. Культурненько.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.