Стoилo тoлькo приexaть в Бaку нa фeстивaль «Вoстoк–Зaпaд» к Рустaму Ибрaгимбeкoву, кaк здесь жe нaчaли пoдxoдить люди и рaсскaзывaть, кaкoй oн выдaющийся чeлoвeк. Кaзaлoсь, чтo кaждый втoрoй в гoрoдe eгo рoдствeнник али друг. В Бaку пoxoрoнeны eгo близкиe, рoдитeли, брaт Мaксуд Ибрaгимбeкoв — тaлaнтливeйший aзeрбaйджaнский писaтeль. Пo стрaшнoму сoвпaдeнию Рустaм ушeл изо жизни нaкaнунe дня рoждeния свoeгo плeмянникa — рeжиссeрa и писaтeля Мурaдa Имбрaгимбeкoвa. И тeпeрь Рустaм oтпрaвится к свoим близким.
Нa экрaнe бoльшoй пoртрeт Рустaмa и гoрящaя свeчa, стaрыe сeмeйныe фoтo — мoлoдoй Рустaм зa рулeм aвтoмoбиля, крaсaвeц, снимки с брaтoм Мaксудoм, улицы и крыши Бaку, кaдры изо фильмoв, которые он создал. Получи сцене — столпотворение и женский крик: «Он тебя что-то около любил, моя девочка!» Проститься с Ибрагимбековым пришла многочисленная азербайджанская диаспора. Готя Костолевский появился раньше других, простился ещё раз в полупустом зале.
После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров Рустам Ибрагимбеков остался в России, прожил большую обрубок своей жизни в Москве. Но человеком симпатия был галактического масштаба и не крат с юмором говорил о том, как уживаются в нем европеец и скиф. Он умел разложить по полочкам философию взаимоотношений Востока («Восток — мастерство тонкое» — фраза из «Белого солнца пустыни») и Запада, умел их помирить. Ant. поссорить, в том числе и на собственном примере. Рустам участвовал в больших интернациональных проектах, таких (то) есть казахстанский «Кочевник» Сергея Бодрова-старшего, идеже были задействованы представители нескольких континентов, культур и религий. Смотри уж чей вклад бесценен в форт дружбы народов. Он объединял кинематографистов распавшегося Советы многие годы, возглавляя Конфедерацию союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, организовывая в Москве Конференция национальных кинематографий, киношколу для молодых режиссеров и сценаристов изо стран СНГ и Балтии. В последние годы симпатия учредил международную премию «Восток–Запад. Золотая арка», у которой взрослые перспективы, если дочь Рустама Отнятая от груди продолжит дело отца.
Андрей Кончаловский, кто еще с начала пандемии перестал являться в людных местах, начал церемонию прощания. «Я после этого не был лет 10–15. Как такое был Рустам для нас, его друзей, пользу кого азербайджанской культуры, российской и советской? Я дружил с ним с давних времен, в некоторых случаях он учился на сценарных курсах. Рустам — одна изо ярчайших фигур того поколения, которое уходит и которому обязаны кинематографисты, артистизм и философия. Будем его помнить, все еще у нас есть память. Я не прощаюсь, Рустам».
С Михаилом Швыдким Ибрагимбекова равно как связывали многие годы дружбы. «Тут собрались домочадцы. Здесь нет чужих. Здесь весь век знают, кого мы потеряли. Обретение Рустама невосполнима, потому что симпатия многое успел сделать для всех нас. Спирт был невероятно талантлив, поэтому неважный (=маловажный) был завистлив к чужому таланту, умел его ценить». Вспомнил Швыдкой бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева, с которым Рустам был связан и вне которого, наверное, никогда бы безлюдный (=малолюдный) появился фильм «Допрос».
Полад Бюль-Бюль оглы — популярный азербайджанский певец и политик — знал Ибрагимбекова ли) не всю жизнь, был знаком с родителями Максуда и Рустама. «Все автор этих строк были тогда на старте и безлюдный (=малолюдный) знали, что произойдет, а в их доме постоянно был чай и то, чем не запрещается угостить. Мы там собирались и обсуждали самые главные, делать за скольких нам тогда казалось, вопросы. Сии два брата оставили в мировой культуре близкий след и свои фамилии. Он счета лет был председателем Союза кинематографистов Азербайджана. А я раз такое дело был министром культуры, и мы сообща работали. Так устроена земля, в чем дело? мы рано или поздно айда, и это зависит не от нас», — сказал Полад Бюль-Бюль оглы.
Клеветать Абдрашитов назвал его фундаментообразующим человеком, говорил, в качестве кого люди тянулись к нему, и он их принимал, около том что был взыскательным человеком.
В последние годы многолетие Ибрагимбекова была нелегкой. Рустам непреклонно преодолевал свой недуг, серьезное онкологическое хвороба. При этом сам себе спуска приставки не- давал, преодолевал уныние и естественное страсть отдохнуть. Он работал в театре, ставил спектакли, будто-то писал, инициировал кинопроекты в Москве и Баку. Третьим его городом был Лос-Анджелес. Вслед за этим он лечился, отдыхал и, будучи членом Американской киноакадемии, смотрел фильмы со общем мира, голосовал за них. Вечное готовность из одной точки мира в другую давало новую энергию.
В воспоминаниях «Успешное поражение» некто написал, что каждая жизнь — сие поражение, потому что ее побеждает (роковой) исход. Что в такой ситуации делать, (для того поражение оказалось не таким фатальным. Многие талантливые народ так и не нашли себе достойного применения. «Всякий крата, когда смотрю на лист бумаги, вспоминаю, до) какой степени великих было до меня, сколь достойных теперь и сколько их до сего часа будет, — написал он. — Но у меня очищать свой маленький жизненный опыт, моя долголетие, которую могу описать только я. В огромную картину решетка я могу внести только свой небольшой фрагментик. Это мне помогает произвольный раз преодолевать сомнения».
Он говорил о томишко, как важно научиться быть независимым и быть в живых в соответствии с собственными представлениями о том, в чем дело? такое хорошо и что такое плохо. Спирт напоминал предсмертные слова Марчелло Мастроянни: «Так далеко не хочется умирать; жизнь дала ми очень многое. Но и я дал ей немало». Возлюбленный говорил о том, как важно с детства вытверживать тому, что добрым быть выигрышно. Он был уверен в том, ровно патриотизм в больших дозах — преступление напересечку человечества, и что дорогу определяет Всемилостивый, но тротуар выбираем мы.
В нашем собеседование Рустам не так давно сказал: «Тело останется тогда, оно распадется. Все, что находится в середке нас, существует по законам волн. (то) есть только разрушается целостность, мы распадаемся возьми части. Мои клетки попадают в землю, перестают толкать(ся) частью целого и превращаются в тлен, почему я против сожжения. Человек обязательно поставлен в необходимость возвращаться в землю, поскольку мы по сей день состоим из элементов земли, превращаемся в таблицу Менделеева.
Умер кинодраматург «Белого солнца пустыни» Рустам Ибрагимбеков: последние снимок