Шесть способов помочь ребенку полюбить учебу в школе

Шeсть спoсoбoв пoмoчь рeбeнку пoлюбить учeбу в шкoлe

Кaк сдeлaть учeбный прoцeсс бoлee рaдoстным и пoзитивным для дeтeй? Чтoбы нaйти oтвeт, стoит сфoрмулирoвaть вoпрoс нeмнoгo пo-другoму: кaк пoмoчь дeтям пoлучaть oт учeбы рaдoсть и пoлoжитeльныe эмoции? Пoсмoтрим прaвдe в глaзa: мнoгиe дeти сeгoдня нe любят учиться. Пoчeму тaк прoисxoдит?

Дeлo нe тoлькo в укрaинскиx шкoлax или учeбныx прoгрaммax. Извeстный aмeрикaнский кoгнитивный псиxoлoг Дэниел Уиллингем утверждает, что подобная проблема есть во многих странах мира. Ей посвящена книга ученого «Почему дети не любят школу?», изданная в 2009 году.

Дэниел Уиллингем утверждает, что дети получают удовольствие от обучения, когда они получают опыт решения посильных учебных заданий (например, анализа художественных произведений или решения задач по математике). Ученый приходит к выводу, что для того, чтобы ребенок полюбил учиться, недостаточно сделать обучение веселым или, по крайней мере, не скучным. Здесь задействованы когнитивные процессы, не связанные напрямую с радостью или удовольствием.

Рассмотрим подробнее основные мысли, изложенные в книге.

Почему дети не любят школу?

Каждый учитель знает, что существует множество причин, по которым дети могут любить или не любить школу. Например, одни дети любят ходить в школу, потому что в классе у них много друзей, а другие не любят, потому что подвергаются насмешкам школьных хулиганов. Однако с точки зрения когнитивной психологии важным фактором удовольствия от учебы является то, есть ли у ребенка в школе постоянная возможность решать задачи и увлечен ли он этим процессом. Как же учителя могут обеспечить это ребенку?

Убедитесь, что вы ставите детям посильные задачи

Под задачей в этом случае подразумеваются не только математические задачи или вопросы, которые вы адресуете классу. Имеется в виду любая познавательная работа, которая связана с поиском ответа на проблемный вопрос. Это может быть анализ стихотворения или написание сочинения на какую-либо тему.

Разумеется, на познавательной работе строится весь процесс обучения – ведь каждый учитель хочет, чтобы его ученики научились думать. Но, если тщательно не подбирать материал, урок может превратиться в сплошное объяснение учителя. Ученики в таком случае не имеют возможности решать задачи. Просматривайте планы уроков, обращайте внимание на то, чтобы уделять достаточно времени познавательной работе студентов. Как часто ученики выполняют задания? Чередуются ли задания с пояснениями? Предусматриваете ли вы ситуации, когда ученики не понимают задание или просто пытаются угадать правильный ответ? Обращайте на все это внимание, когда планируете уроки.

Примите тот факт, что познавательные возможности учеников ограничены

Когда вы планируете задачи для учеников, помните, что их познавательные возможности не безграничны. Например, если вы рассказываете детям о каком-то историческом событии (о котором они, вероятно, слышали) и задаете им вопросы, убедитесь, что они обладают базовыми знаниями по этому вопросу. Иначе дети сочтут эту тему скучной. Если им не хватает базовых знаний, отложите изучение этой темы на более позднее время.

Не менее важно понимать, что детская память тоже ограничена. Ребенок может удерживать в памяти ограниченное количество информации. Память может перегружаться из-за сложных инструкций, большого количества не связанных между собой фактов, длинных логических цепочек или применения только что изученных сложных концепций к новому материалу.

Если вы понимаете, что перегружаете память учеников, исправить эту проблему просто. Объясняйте материал в медленном темпе и используйте вспомогательные инструменты – например, записывайте часть материала на доске.

Проясняйте задачи, которые вы ставите перед учениками

Как сделать учебные задания интересными для детей? Распространенный способ – сделать их актуальными. Это действительно бывает оправдано, но не весь материал школьной программы можно сделать актуальным для учеников. Представьте, что одни дети в классе любят играть в футбол, другие коллекционируют карточки с супергероями, третьи играют на фортепиано, четвертые занимаются танцами… Очень сложно подбирать материал, который будет актуален на всех. Если вы упомянете на уроке имя популярного певца, это вызовет минутное оживление в классе, не более. Настоящий интерес к материалу возникает, когда мы видим задачу, которую, как мы считаем, можем решить.

Но какими должны быть вопросы, чтобы дети хотели найти ответы на них? Учителя привыкли рассматривать школьную программу как набор знаний в разных сферах. Они хотят, чтобы ученики знали законы физики, даты и причины исторических событий и т. д. Иногда кажется, что учителя настолько стремятся получить ответы, что не уделяют достаточно времени разъяснению вопросов. Однако с точки зрения когнитивной психологии, именно вопросы способны вызвать интерес к учебе. Готовые ответы не приносят никакой пользы.

Планируя урок, учителя обычно начинают со знаний, которые ученики должны усвоить к концу урока. После этого подумайте, каким может быть ключевой вопрос к этой теме. Как сформулировать этот вопрос, чтобы он был не слишком сложным для учеников и вызвал у них интерес?

Когда стоит озадачить учеников?

Учителя часто пытаются заинтересовывать учеников с помощью вопросов, наглядной демонстрации или необычного факта. В каждом из таких случаев учитель ставит перед собой цель озадачить учеников и тем самым вызвать у них любопытство. Это, несомненно, приносит пользу. Но такой прием можно использовать не только в начале урока, но и после того, как вы рассмотрели основные понятия.

Например, учителя часто демонстрируют в младших классах такой эксперимент: кладут горящий лист бумаги в бутылку с широким горлышком, а вареное яйцо – сверху на горлышко бутылки. После того, как бумага сгорит, яйцо затянет внутрь бутылки. Если ученики не знают физических законов, которые лежат в основе этого опыта, они удивятся. Но такое удивление будет кратковременным и не вызовет у них интерес к физическим законам.

Учитель может также провести этот эксперимент после объяснения, что теплый воздух расширяется, а холодный – сжимается, и таким образом образуется вакуум. Если демонстрация озадачит ребенка до того, как он получит объяснение, то в ходе урока он получит удовольствие от решения задачи. Поэтому урок стоит начинать именно с эксперимента.

Меняйте темп урока

В ходе урока внимание учеников рассеивается – это неизбежно. Это происходит и тогда, когда учитель озадачивает детей экспериментом или неожиданным фактом. Но хорошая новость в том, что внимание детей можно вернуть обратно. Детей привлекают любые изменения в классе. Например, если за окном начнется какой-либо шум, все ученики повернутся к окну. Поэтому для того, чтобы вернуть внимание класса, нужно сменить тему, использовать новый вид деятельности или сменить темп урока. Планируйте такие смены темпа и следите за вниманием учеников, чтобы понять, когда вам нужно что-то поменять.

Записывайте свои достижения

Решение задач приносит ученикам удовольствие от учебы. При этом задача должна быть достаточно простой, чтобы быть по силам ученикам, и достаточно сложной, чтобы они прилагали определенные умственные усилия для поиска ответа. Найти такую золотую середину бывает непросто. Лучший помощник в этом деле – опыт: продолжайте применять то, что работает, и избавляйтесь от всего, что не приносит результатов. Однако вы вряд ли сможете вспомнить, насколько хорошо сработал тот или иной прием на уроке, год спустя. Поэтому лучше записывать свои удачные педагогические приемы. Неважно, в какой форме делать записи, главное – сделать это привычкой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.