Скандал в гомельской школе. Где теперь участники истории и что она нам показала

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Скaндaл вoкруг кoнфликтa в   гoмeльскoй шкoлe утиx и   пoчти зaбылся. В   сeрeдинe сeнтября вся стрaнa слeдилa зa   рaзвитиeм «дeлa учитeльницы с   пaртoй»   — и   нe   устaвaлa удивляться: ктo-тo   — oтнoшeнию oбщeствa, рaскoлoвшeгoся нa   двa врaждующиx лaгeря, к   прoизoшeдшeму, ктo-тo   — вмeшaтeльству прeзидeнтa, ктo-тo пoслeдствиям скaндaлa. TUT.BY вспoминaeт o   тoм, кaк рaзвивaлись сoбытия в   15-й шкoлe Гoмeля, и   рaсскaзывaeт oб   итoгax нaшумeвшeгo прoисшeствия.



Скриншoт видeo «Сильныe нoвoсти»Чтo прoизoшлo?

  • 11   сeнтября учитeль гoмeльскoй шкoлы №   15 Людмилa Чeтвeрткoвa вo   врeмя зaмeны выругaлaсь мaтoм нa   учeникa чeтвeртoгo клaссa, дeржa в   рукax нaд ним пaрту. Eгo oднoклaссники сняли прoисxoдящee нa   видeo. Нa   зaписи, сдeлaннoй 4-м «Д», xoрoшo виднo и   слышнo, кaк педагог занесла над головой четвероклашки парту и   при этом громко кричит: «Тресну, а   потом посмотрим! Я   пойду в   тюрьму, а   тебе п***ц будет!». Позже учитель объясняла, что партой не   замахивалась, просто несла конторку из   конца класса к   доске: «Одному я   сказала стать возле себя и   пошла в   конец класса за   конторкой. Взяла ее, иду и   вижу, как мальчик выставил вперед в   проходе ногу   — не   знаю, специально или нет, я   перешагнула,   — а   вслед мне полетел стаканчик с   бумажкой. И   сразу смех у   них этот, слова все эти   — я   и   развернулась, и   сорвалась».
  • 13   сентября, после появления видео в   Сети, в   школе прошло экстренное собрание с   участием родителей того самого 4 «Д», учителя, а   также представителей городского и   областного образования. Людмилу Четверткову уволили, перед родителями извинились, директору объявили выговор, к   дисциплинарной ответственности привлекли завуча.


Фото: Сергей Комков

  • 18   сентября уволенную учительницу восстановили на   работе по   «прямому поручению президента». Как сообщили в   Администрации президента, «реакция главы государства на   этот инцидент была крайне неравнодушной и   жесткой».
  • Многие должностные лица из-за этого случая получили выговоры и   предупреждения, а некоторые были уволены: строго предупреждены премьер-министр, глава Администрации президента и   курирующий отрасль вице-премьер. Министр образования предупрежден о   неполном служебном соответствии, выговоры объявлены ряду должностных лиц Гомельского обл- и   горисполкома. Также в   отношении некоторых должностных лиц Гомельского горисполкома, районной администрации и   директора названной школы принято решение об   освобождении от   занимаемых должностей с   переводом на   другую работу.
  • Родители учеников гомельской школы вышли защищать уволенную директора Марину Черненко: «Она разве в   этом виновата? За   что ее   уволили?» В   защиту руководителя высказывались и   учителя: «Школа перегружена. На   800 мест   — 1800 учеников. Представляете, какая нагрузка на   директора? Нет ни   столов, ни   оборудования. А   она столько делала, чтобы дети ходили близко… Это большая ошибка. Она больше всех защищала учительницу   — и   в   итоге пострадала сама. Это разве справедливо?». Ну   а   при чем здесь премьер-министр Румас   — и   вовсе не   понял никто.
  • 19   сентября президент высказался по   ситуации публично: «Поехали, устроили разборки, собрали снизу доверху начальников. Опи́сались, что у   них, видите   ли, в   социальных сетях разместили. А   опи́савшись, взяли и   наказали этого бедного учителя. Да   я   на месте этого учителя голову   бы отвернул щенку какому-то».


Фото: ReutersЧто теперь с   героями истории?

  • Мальчик И. из   4-го класса продолжает учиться в   этой   же школе, в   этом   же классе. Семья ребенка не   общается с   прессой.
  • Учитель Людмила Ивановна Четверткова продолжает учить детей в   этой   же школе, в   своем 2-м классе. Педагог больше не   общается с   прессой.


Фото: Сергей Комков

  • Прежний директор 15-й школы Марина Черненко была уволена, позже заняла место заместителя директора   СШ №   65 Гомеля. На   ее   место пришла бывшая завуч Людмила Евсеенко. «Единственное   — жалко директора. Пушечное мясо. Понесла ответственность вообще непонятно за   кого»,   — говорил TUT.BY папа мальчика И. —   участника конфликта с   учителем.
  • Начальник главного управления образования Гомельского облисполкома Сергей Порошин теперь работает заместителем директора гомельского филиала международного университета «МИТСО».
  • Начальник управления образования горисполкома Людмила Крилистенко была понижена. Ее   должность заняла возглавляющая до   этого отдел образования, спорта и   туризма администрации Центрального района Гомеля Светлана Кухарева. Крилистенко   же отправилась на   ее   место.
  • На   другое место работы переведена и   заместитель председателя Новобелицкого райисполкома Елена Копа   — теперь она возглавляет районный отдел образования.

Какую проблему общества вскрыла эта история?

В   стране многие взрослые считают, что ребенка можно (и   даже нужно) наказывать криком или   же физически   — в   семье или школе. Другие взрослые с   ними категорически не   согласны: они уверены, что насилие непозволительно. Гомельская история разделила   общество на   две части.



Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

—   Я, например, на   своего ребенка тоже ору и   матом могу сказать,   — признавался на   родительском собрании папа другого ученика того самого 4-го класса 15-й школы.


—   Очень сложно жить в   обществе, толерантном к   насилию,   — говорила в   интервью TUT.BY писатель и   мать Евгения Пастернак. —   Почему такая поддержка у   гомельской учительницы? Потому что люди смотрят на   нее и   понимают, что могут оказаться на   ее   месте. В   следующий раз, когда они будут орать матом на   своего или чужого ребенка, они хотят, чтобы общество их   тоже оправдало.


—   Обсуждение этого случая в   Сети показало, что агрессии в   обществе очень много, а   ненависть к   детям просто зашкаливающая,   — считает психолог Лилия Ахремчик. —   Битые дети, коими в   большинстве своем являются родители, очень толерантны к   насилию над своими и   чужими детьми. Травмированные насилием люди передают эту травму следующим   поколениям. Они говорят о   том, что выросли нормальными людьми   — но   нормальными   ли? Нормален   ли человек, который не   способен любить, сострадать, сочувствовать? Детям не   к   кому прийти со   своей бедой, родители слишком часто не   являются их   опорой и   защитой.


Мы   увидели, что в   Беларуси некоторые взрослые считают, что современные дети   — это распоясавшиеся маленькие негодяи, с   которыми только так   — криком и   ремнем   — и   нужно. Другие   же уверены в   том, что дети   — это в   любое время одни и   те   же дети: маленькие люди, достойные уважения, ответственность за   взаимодействие с   которыми должны нести взрослые.


—   Я   убеждена, что не   бывает плохих детей   — бывают дети, которым плохо. И   они своим поведением, особенно в   младших классах, нам об   этом кричат. Потому что по-другому их   не   слышат. Задача взрослых   — услышать их,   — говорила начальник Республиканского центра психологической помощи БГПУ Ольга Матюхова.



Каковы последствия скандала для учеников, родителей и   учителей страны?

  • У   детей в   школах стали собирать мобильные. Одним предложили купить коробки, куда на   занятиях ученики могут складывать телефоны, другим сказали перед уроками относить гаджеты классным. Минобр пояснил: насильно телефоны у   детей забирать нельзя, если не   сдал   — достаточно спрятать его в   портфель, поставив на   беззвучный режим.
  • Эксперты в   публикациях на   TUT.BY проговорили, как педагог может уберечь себя от   эмоционального выгорания и   срыва, дети   — защитить себя от   унижения, а   все они вместе   — решить возникающие конфликты не   с   помощью видео, мата, парты и   разносов президента.

—   На   мой взгляд, виноваты и   те, кто не   работает над подготовкой учителей к   школе, кто не   объясняет дома детям правила поведения,   — говорила в   интервью TUT.BY Анна Северинец. —   Например, пилотам перед полетом рассказывают, что нужно делать, если на   борту окажутся террористы, как себя вести с   неадекватным пассажиром. У   них есть механизмы реакции на   подобные вещи. Никто и   никогда не   дал ни   одному учителю в   руки механизм реагирования на   хотя   бы стандартные стрессовые ситуации в   классе.



Фото: Сергей Комков

В   сложной ситуации между учителем и   учеником в   школе, считает психолог Арсен Джанашиа, нужно организовывать диалог с   привлечением трех сторон: учителя, детей и   медиатора.


—   Они должны обсудить, что произошло и   почему. Если говорить о   медиации, то   есть методы, которые позволяют каждой стороне услышать друг друга. Высказаться, как учительнице было неприятно слышать смешки в   свою сторону. А   учащиеся   бы объяснили, почему они себя так вели. Медиатор   бы помог им.   А все вместе это могло   бы восстановить эмоциональный баланс.


Изменилось   ли что-то реально в   системе психологического сопровождения учителей и   учеников   — мы   не   знаем.



Проверка милиции

19   сентября, в   день, когда президент жестко высказался по   ситуации в   гомельской школе, мальчика И. из   4-го класса 15-й школы вместе с   отцом вызвали в   милицию.


Официальный представитель МВД Ольга Чемоданова тогда сообщила TUT.BY, что по   факту инцидента в   школе №   15, получившего освещение в   СМИ, начата проверка в   рамках административного законодательства.


—   Опрашиваются все участники конфликта и   присутствовавшие при нем   — педагог и   ряд детей (при участии их   законных представителей).


За   последнюю неделю получить официальный комментарий в   МВД относительно результатов проверки по   инциденту в   гомельской школе TUT.BY не   удалось. Наши источники в   милиции говорят, что административный процесс даже не   начинали: мол, президент поставил точку в   этой ситуации   — и   добавить уже нечего.

 

Теги: Гомель
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.