Тайна дома Рембрандта: где гений создавал шедевры из конской мочи

Нeслучaйныe сoвпaдeния

Aмстeрдaм. Тиxaя улoчкa Йoдeнбрeeстрaaт сeгoдня устaвлeнa вeлoсипeдaми, нa кoтoрыx тaк любят пeрeдвигaться пo гoрoду сoврeмeнныe гoллaндцы. Срeди другиx симпaтичныx дoмикoв этoт, пoд нoмeрoм 4, срaзу oбрaщaeт нa сeбя внимaниe милыми двуцвeтными стaвнями. С oднoй стoрoны oни зeлeныe, с другoй – крaсныe. В oстaльнoм – нa пeрвый точка зрения – этo типичный гoллaндский дoмик. Нo oкaзaвшись изнутри. Ant. снаружи, срaзу яснo, чтo здeсь жил вeликий xудoжник. И звание eгo – Рeмбрaндт вaн Рeйн.

Выходец мeльникa из мнoгoдeтнoй сeмьи рaнo рaзбoгaтeл. Oн прoвeл дeтствo в гoрoдe Лeйдeн, гдe нaxoдится стaрeйший унивeрситeт в Нидeрлaндax. Имeннo тaм, зaнимaясь в лaтинскoй шкoлe, oн «зaбoлeл» искусствoм и с 13 лeт нaчaл брaть урoки у мeстнoгo живoписцa Якoбa вaн Свaнeнбюрxa. Пoдрoсткoм Рeмбрaндт пeрeexaл в Aмстeрдaм, гдe к 20-ти гoдaм oткрыл вмeстe с другoм Янoм Ливeнсoм сoбствeнную мaстeрскую и нaбрaл учeникoв. Скoрo xудoжник приoбрёл ширoкую извeстнoсть и нaчaл пoлучить приличныe гoнoрaры. В 32 гoдa, нa пикe слaвы oн жeнился и купил дoм про сeбя и вoзлюблeннoй. Дoм, o кoтoрoм мeчтaл и гдe нaдeялся oбрeсти счaстьe, зaвeсти дeтeй и зaнимaться искусствoм. Здeсь воистину произойдут самые важные события жизни художника. Однако отнюдь не только радостные.

Избранницу художника звали Саския. Донча уважаемого господина, местного бургомистра, адвоката и учёного Ромбертуса ван Эйленбурга затруднительно назвать красавицей. Широко расставленные лупилки, округлый подбородок, нерешительная улыбка, рыжие кудрявые грива. Однако Саския – милая, беспечная и веселая – поразила Рембрандта. Должен быть, именно своим живым характером и добрым нравом. Возлюбленная стала совершенной моделью для мастера психологического портрета. Рембрандт, точно никто другой, умел передавать всю гамму чувств в лицах, а Саския обладала для редкость выразительной мимикой.

Они встретились наудачу – быть может, это была судьбина? Саския, к тому моменту потерявшая матерь и отца, приехала с севера погостить у родственников в Амстердаме и остановилась у своего кузена – успешного антиквара Хендрика ван Эйленбурга. Рембрандт с ним дружил и ежеминутно заходил проведать и узнать, что нового появилось в его лавке. Погодя несколько лет Саския и Рембрандт поженились. Четыре стены художник взял в кредит. Место выбрано неслучайно.

Дворец был построен в 1606-м – в бадняк рождения художника. В родном Лейдене Рембрандт жил в улице с таким же названием – Еврейская авеню. Должно быть, это и определило дилемма. К тому же, тогда это была место города и до очаровательных пейзажей было рукой форос. Саския и Рембрандт обосновались здесь в 1639-м году. И начали обходить и украшать по своему вкусу.

Специфический дом они превратили в музей: стены были увешаны подлинниками величайших живописцев прошлого, шкафы заполнены ценнейшими гравюрами. Рембрандт был неудержимым коллекционером – покупал отбою) и дорого, задирая цену намного через. Ant. ниже предложенной. Считал, что великие произведения должны стать в копеечку дорого. В коллекции Рембрандта были работы Рубенса, Дюрера и Рафаэля. В вестибюле и гостиной картины висят и неотлагательно – правда, это в основном письменность самого Рембрандта и его учеников. Нихонга, созданная или купленная хозяином в домашних условиях, теперь в ведущих мировых музеях.

Так некогда здесь висели шедевры, после покупку которых художника не единовременно обвиняли в расточительстве. Однажды родственники Саскии пусть даже подали на Рембрандта в суд: считали, чисто он проматывает состояние жены. В отзвук художник предъявил доказательства, что и без спросу прекрасно зарабатывает и гонораров им с женой основательно хватает на все капризы.

Висели в доме художника и его собственные цвет произведения, в том числе, обожаемая им «Даная», ныне находящаяся в Эрмитаже. Чу, что на полотне он запечатлел обнаженную Саскию, а после ее смерти, которая стала ударом про Рембрандта, нашел успокоение в объятьях няни своего сына Гертье Диркс и переписал чухалка «Данаи», а над девушкой изобразил плачущего амура.

Такая судьба выпала была невеликодушна к художнику. Быть может, некто был наказан за расточительство alias живописную «измену»? Нет слов многом благодаря Гертье Рембрандт был лишен целом) имущества, вынужден объявить себя банкротом и оказался нате улице. Покидая свой дом в 1656 году, лишше всего он жалел о потере «Данаи».

Роковая страстность

Самые сложные и самые лучшие годы прожиты мастером в этом доме. После этого он был счастлив с Саскией и тут. Ant. там же она скончалась от чахотки в 1642 году. В этом месте родились их дети – трое изо них умерли еще в младенчестве. На этом месте рос и взрослел его единственный выживший бастард Титус, с няней которого у Рембрандта случился Ромася.

Когда Саскии не стало, Титусу было девять месяцев и ему нужна была женская уход. Рембрандт нанял вдову трубача Гертье Диркс и та борзо привязалась не только к мальчику, а и к его отцу. Роман пылал страстью одну крош лет (о чем свидетельствуют эротические рисунки мастера). Гертье ждала, чего художник женится на ней. Они появлялись хором в обществе, Рембрандт подарил ей есть такие украшения Саскии, предав память жены. Так завещание супруги он не был способным позволить себе нарушить. Согласно ему, (не то Рембрандт женится повторно, все мальчик перейдет к родственникам Саскии.

После смерти жены и детей в живописи Рембрандта до сего времени меньше радости и все больше натурализма, какой-либо отталкивает многих заказчиков. Теперь обстоятельства идут не так хорошо. Сочетаться браком на Гертье – значит обрести всего. К тому же, к концу 1640-х у него появляется новая богиня искусств – ей становится черноглазая и миниатюрная ключница 23 лет Хендрикье Стоффельс. Рисовальщик надеялся мирно разойтись с Гертье, предложив ей ежегодное жалование в 160 гульденов, и та раньше согласилась и подписала договор. Но оказавшись в одиночестве, оскорбуха (прямо в ухо) взяла свое. Сначала она чтобы досадить заложила драгоценности Саскии, а потом — и нисколечко подала в суд бывшего любовника. Держи суде она рассказала, что баталист обещал жениться и жестоко обманул ее. И тем временем голландское правосудие решило вопрос экономическим через – суд назначил увеличение жалования после 200 гульденов в год. Дальше Рембрандт поступил нечестно. Он подговорил свидетелей и доказал недееспособность и безумие Диркс и отправил ее в приют Спинхёйс, идеже содержали блудниц и бродяжек. Условия затем были почти тюремные и спустя пяточек лет Гертье выйдет оттуда круглый больной…

Она сделает все на свете, чтобы Рембрандта лишили всего, и кончай в числе кредиторов, которые ворвутся в хата художника, чтобы выгнать его оттеда ни с чем. Впрочем, обнищавший штукарь переживет и ее, и Хендрикье Стоффельс, и Титуса, тот или другой умрет, не достигнув 30-летия – в 1668-м. Рембрандт потеряет всех, кого когда-никогда-то любил, будет жить в бедности пока еще 20 лет и умрет в 63 годы, через год после смерти сына…

Хотя вернемся в дом, где разворачивались по сей день эти драматические события. Как симпатия устроен? Сегодня заглянуть в гости к величайшему художника ХVII века есть – с 1911 года здесь Метрополитен-музей. Восстановлена историческая обстановка времени хозяина на родине. Воссоздать условия жизни помогла, чисто ни странно, опись, составленная нотариусом около продаже всего имущества художника с аукциона.

Кактусы в пробирке и злобный свинец

Этажи дома соединены деятельный лестницей. На первом жила семейка. Туристы теперь могут заглянуть в патронесса святых – спальню. Кровать располагается в нише гардероба, сие укороченное ложе с большой подушкой – в XVII в. прислуга спали в положении полусидя. Считалось, сколько такая поза стимулирует кровообращение в время сна. Просторная кухня получи и распишись цокольном этаже. На чердаке – малая комната для учеников. А главное место – литораль творчества – на втором этаже. На этом месте Рембрандт принимал гостей, заказчиков и работал. Интересах этих целей есть приемная и стойло, где помимо письменного стола и кабинета на хранения писем (особый шкафчик с маленькими полочками, в сто «зашивались» тайники) снедать стеллаж с бюстами. Стены украшают бивень и рога животных.

Но самое большое район отдано мастерской. Справа от входа достаточно огромный камень – настоящая отторженец – и стол с множеством сосудов. По (по грибы) ним начинался день художника. Нужно дифференцировать пигменты с маслом льна и скипидаром. Смеси приготовлялись при часа и их нужно было оперировать в течение дня. У гения были близкие рецепты приготовления красок.

Художник использовал четырнадцать пигментов, однако к концу жизни сократил палитру задолго. Ant. с шести. Особый интерес для исследователей представляет мышастый белый. Мастер изготавливал его сообразно древней греческой рецептуре: из мочи лошади, смешанной с уксусом и свинцом. Именитый белый требовал выдержки: в течение нескольких часов пластинки свинца «перекисали» с уксусом и животными экскрементами. Фирменный малиновый Рембрандта приготовлялся из южноамеринских насекомых-паразитов – червецов. Они живут в жарком климате получи и распишись кактусах в Мексике и Перу – присасываются и вытягивают хилус растения. Красный краситель — кармин – готовится изо самок этих насекомых длиной 2–4 мм. Нужно сосредоточить примерно 140 тысяч жучков, чтоб устроить килограмм пигмента, который еще называют поэтичным термином кермес. Свойства его известны с древности, так краситель популярен и сегодня – покамест его научились синтезировать. Но и незамедлительно используют натуральный кармин – в трофический промышленности и парфюмерии. Однако у гения были домашние секреты – Рембрандт, например, был в состоянии добавить в свой красный смолу вишневого дерева. Как благодаря ей картина «Еврейская молодая» светится, словно изнутри. Паюсный художник получал путем нагрева костей животных. У Рембрандта была своя набор древностей – и бивни слонов в ней совсем не для красоты.

В мастерской художника мешковато, но все пространство, что называется, присутствие деле. Минимализм. На стенах – войско с разными баночками и керамическими сосудами. В них Рембрандт хранил «продовольствие» для приготовления красок. Смешн стол занимают инструменты. На мольберте с через веревок растянут холст. Рядом бездействие деревянный табурет и маленький столик с кистями. Вблизи печка, на которой можно сварить мокко или что посложней. Здесь туда-сюда лишнего – нет готовых картин и декоративных предметов, трендец для работы.

Это настоящая лаба, где творилось волшебство. Здесь формировался род мастера. Здесь художник проживал личные драмы при помощи искусство. Здесь жила и продолжает квартировать его беспокойная душа.

***

Свои жизнь, как мы уже знаем, Рембрандт окончит в нищете, в дали через дома, ставшего продолжением его «Я». Хотя приведут к банкротству не только ситуация личной жизни, но и творческий торжество, обернувшийся общественным провалом. Путь соответственно наклонной вниз начался после создания легендарной картины «Ночной караул». По странному року судьбы, Рембраднт написал ее в годок смерти Саскии.

Картина была заказана в (видах нового здания Стрелкового общества. В своем самом масштабном произведении Рембрандт нарушил по сию пору каноны портретной живописи, напророчив импрессионизм и реализм. Таково смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями о Нидерландской революции отпугнуло заказчиков.

Днесь ближайшая к дому Рембрандта площадь носит его слава, на ней в скульптуре в полный разрастание воспроизведены герои «Ночного дозора». Из-за ними, на постаменте, стоит надгробие художнику. После Второй мировой войны стогн стала центром ночной жизни, а 12 планирование назад ее реконструировали. И она превратилась в монумент гению и его роковому произведению.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.