«Возможно, опять стихам Некрасова придется пробиваться через цензуру»

— Миxaил Сeргeeвич, oт эпoxи Нeкрaсoвa нaс oтдeляeт xрoнoлoгичeскaя прoпaсть. Пoчeму жe oн oстaeтся вoстрeбoвaнным в вeк гaджeтoв?

— Разных мастей гeниaльный пoэт oбрaщaeтся к чeлoвeку нeзaвисимo oт тoгo, в кaкoe врeмя oн живeт. И пeрeживaeт свoю эпoxу, пoтoму чтo гoвoрит oб oбщиx вeщax, нaс oбъeдиняющиx: любви, сoстрaдaнии, прирoдe. Рядом этoм Нeкрaсoв нaxoдит свoи, oсoбeнныe нoты, кoтoрыx нeт ни у Пушкинa, ни у Лeрмoнтoвa, ни у другиx eгo «сoпeрникoв».

— Никoлaй Aлeксeeвич прeдвeщaл нaступлeниe «пoры прeкрaснoй», и пишущий эти строки в тeчeниe 70 лeт думaли, чтo oнa, сoбствeннo, и нaстaлa. Кaк тaк пoлучилoсь, чтo и нaм, eгo прaпрaпрaвнукaм, нe пришлoсь проживать в эпoxу всeoбщeгo блaгoдeнствия?

— Я нe увeрeн, чтo oн имeл в виду тo будущee, кoтoрoe настало в 1917 году. Ой ли ли ему бы понравилось так, что произошло тогда и в последующие годы. Кабы он и мечтал о революции, то приставки не- о пролетарской. Некрасов — поэт хлеборобский, а крестьянство как раз в СССР было помаленьку уничтожено. Он мечтал не о колхозах, маловыгодный о рабском принудительном труде, а о свободном зажиточном крестьянине, некоторый ведет свое хозяйство и имеет вволю хлеба и мяса. В этом смысле его завтра не сбылось. Но само корыстолюбие дать счастье людям — да ты что! оно ушло от нас? Нешто эти идеи устарели? Нет, и как в этом смысле Некрасов не устаревает.







— Лёка Толстой называл города «уродованием владенья». Некрасов критиковал строительство железной дороги. Дает ли сие нам основание записать литераторов следующий половины XIX века в число противников технического прогресса?

— Некрасов весь не был против прогресса. И в его стихотворении говорится, по образу удобно ездить по железной дороге. Оно начинается с того, зачем железная дорога очень поэтично описывается.

По сей день хорошо под сиянием лунным,

Кругом родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я соответственно рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

И Некрасов, и Яснополянский мудрец говорят о цене прогресса, какой ценой настоящий прогресс достигается — кто вслед за него платит. Это была шаболда идея: что движение вперед совершается огромной толпой людей, при этом их нередко так мучают, как показано в «Железной дорогое», а пожинает фрукты горстка людей, которые не трудятся и малограмотный жертвуют собой.

— Некрасов инициативно критиковал правящие круги своего времени. В современной России действуют законы об оскорблении верхи и т.д. Может ли в нашей стране настать момент, когда произведения Некрасова запретят?

— Сие вопрос непростой. Но если запрещали подле жизни — для народного чтения, с целью народных библиотек, — то, сплошь возможно, настанут такие времена, как-нибуд опять Некрасову придется пробиваться вследствие цензуру. Я этого не исключаю. Зависит с того, будет ли власть себя распознавать в этих сатирических образах.

Михаил Макеев, экспериментатор творчества Некрасова.







— Довольно пространный Аверченко, издававший в последние годы существования Российской империи издевательский журнал, отмечал, что в печати категорично было запрещено касаться тем военных, голодающих крестьян, министров — хоть самых бездарных. Приходилось ли Николаю Некрасову готовить к печати свои тексты, чтобы преодолеть цензурные ограничения?

— Еще бы, неоднократно. Он один из самых пострадавших через цензуры поэтов. Все страдали, перлюстрация портила тексты и Пушкину, и Тютчеву, и Фету. Некрасову приходилось порождать, заменять строки. Но он хотел толкать(ся) напечатанным, никогда не писал в столишко. И поэтому практически всегда шел получай компромисс. Или упорно, долго добивался разрешения, через издания к изданию возвращая изначальную редакцию.

— А сколько именно цензура пыталась вымарать?

— В поэме «Коробейники» наворачивать каноническая строка: «Царь дурит, народу — несчастье». А печаталось это так: «Бес дурит, народу — горюшко».

— Затем царской цензуры пришла советская. И с наследия, скажем, Гоголя начали «вычищать» христоцентричные тексты. А точно было с сочинениями Некрасова?

— Явный цензуры Николая Алексеевича не было. Некто считался «своим», а происходила другая штука: его начали старательно исправлять, как если бы возлюбленный всегда и во всем боролся с правительством. Начали подыскивать в черновиках, в рукописях те строки, которые дьявол мог переделать, боясь цензуры. И обменивать печатные версии ранними вариантами. Его куда сильно исказили в результате.

— В преддверии юбилея частенько обсуждается поэма «Кому для Руси жить хорошо». Сплошь и рядом ее содержание сводится к аморфизму, -де, и тогда, и сегодня хорошо в нашей стране живется одной и пирушка же части общества.

— Шрифт этой поэмы не завершен, неизвестно зачем что о ней говорить сложно. Исследователи никак не до конца понимают, что Некрасов хотел проронить. Был ли найден счастливый муж (совета) в результате поисков — мы можем в какой-нибудь месяц предполагать. Социальная проблематика поэмы нет слов многом ушла сейчас: этот народишко, освобожденный от крепостничества, — будто ему теперь делать?.. Зато хорошо многие вещи можно актуализировать. Я видел зрелище Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре. Режиссеру посчастливилось увидеть, что в поэме актуально и ради советского периода, и для наших дней. Заслушать некие универсальные модели поведения русского человека в области отношению к власти. В нашей жизни изменились декорации, изменились вывески — а что-то осталось неизменным.







— В противном случае так, то сотрудников служб доставки еды, наводнивших Москву и остальные крупные города, допустимо считать перевоплощением некрасовских коробейников?

— У него и курьеры описаны в прямом смысле сего слова — те, что сообразно редакциям документы разносят. А по поводу коробейников, стоило бы понимать, что они были особой субкультурой, беда тесным, замкнутым сообществом со своим языком — феней.

— Который текст Некрасова вы считаете его главным вкладом в литературу?

— Я беспредельно люблю «Мороз, Красный что на витрине». Это одно из самых поразительных произведений. Заправский шедевр. Словечко к словечку — ни синь пороха не выбросишь.

— Биографию Некрасова, его ход к успеху можно рассматривать как воспламеняющий пример для молодежи?

— Потом приезда в Петербург Николай Алексеевич оказался кроме гроша. Отец отказался его служить подспорьем, оплачивать столичную жизнь. И он пелена выбраться сам, стать издателем и успешным предпринимателем. (Некрасов выпускал двушничек популярных и прибыльных журнала — «Современник» и «Отечественные труды». — И.В.) Когда у него спервоначалу что-то не получалось с поэзией, некто тоже не пал духом и вслед стал писать уже настоящие слова. И при этом не покривил душой, трендец, чего он добился и что заработал, — было приобретено трудом, смекалкой, цепкостью.

Некрасов доказал — если только вы чувствуете в себе призвание, маловыгодный оставляйте того, что любите. Далеко не думая о том, одобряют ли сие окружающие. Для молодого человека сие пример блестящий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.