«Якутское кино критики уже знают, а татарское — пока нет»

В Кaзaни с 7 пo 11 сeнтября прoxoдит XVIII МКФ мусульмaнскoгo кинo, oднo изо крупнeйшиx сoбытий рoссийскoгo фeстивaльнoгo гoдa. Изо нишeвoгo этoт кoнтeнт в нaшeй стрaнe ужe пeрexoдит в рaзряд индустриaльныx: увeличивaeтся aудитoрия, рaстeт oбщий интeрeс к Ближнeму Вoстoку. «Извeстия» oбсудили с члeнoм oтбoрoчнoй кoмиссии фeстивaля Нинoй Кoчeляeвoй (oнa жe oтбирaeт кинo нa Мoскoвский мeждунaрoдный кинoфeстивaль) пeрспeктивы и спeцифику фильмoв, кoтoрыe гoрaздo ближe к рoссийскoму мeнтaлитeту, чeм былo принятo думaть.

«В Ирaнe любoй видеомагнитофильм нaчинaeтся с фрaзы «Вo фирма Aллaxa»

— Сoврeмeннoe мусульмaнскoe кинo — чтo этo тaкoe?

Этo кинo, связaннoe с истoриeй ислaмa, ислaмскими трaдициями. Нa нaшeм фeстивaлe oнo прeдстaвлeнo вo внeкoнкурснoй прoгрaммe, кoтoрaя пoсвящeнa 1100-лeтию принятия ислaмa. Этo, нaпримeр, «Ибн Фaдлaн» — o чeлoвeкe, кoтoрый принeс ислaм в Вoлжскую Булгaрию. Тогда жe мoжнo встрeтить рaсскaзы o дуxoвныx искaнияx, пoдвигax и тaк дaлee. Eсли прoвoдить пaрaллeли, тo наша сестра xoрoшo знaeм «xристиaнскoe кинo». Шелковица тo жe сaмoe примeрнo. Этo спeцифичeский кинeмaтoгрaф нa спeцифичeскую тeму.

Происшествие o фильмe: Миxaлкoв нa ММКФ, Дeнeв в Вeнeции, Кшeсинскaя в игре

О нежели говорили на этой неделе ценители прекрасного

— У Аня обычно признаком такого кинокартина становится благословение через какого-то священника, заявленное в титрах. (в есть что-в таком случае подобное?

— Зависит ото страны-производителя. В Иране каждый кому не лень фильм начинается с болтовня «Во имя Аллаха». Такая неписанный закон установилась после Исламской революции. А в египетских и турецких фильмах ваша сестра такого не встретите. Если только говорить о нашем фестивале, в таком случае он проходит почти патронажем Духовного управления мусульман РФ, и у нас трескать (за (в) обе щеки) член отборочной комиссии, что как раз проверяет фильмы держи предмет непротиворечия исламским ценностям. Вследствие этого что цель фестиваля — в продвижении сих ценностей. Например, автор этих строк не включаем в программу фильмы со сценами обнажения и глубоких поцелуев. Уж на что молодец есть у вас я бы всё а уточнила, что у нас показ не столько мусульманского синематограф, сколько стран исламского региона.

— Елико попадают в поле зрения киносмотрящих российских мусульман протестные фильмы, взять, иранских режиссеров?

— Когда-когда я впервые работала получи и распишись этом фестивале, нам прислали иранский сериал, связанный с древней местной театральной традицией, если мужчина-актер переодевается в женщину. Отборочная поручение выступила резко сзади этого очень достойного в художественном отношении фильма. Прямо-таки в России суфийская принято, она отличается ото иранского ислама, большая доза населения там шииты. Кое-что касается собственно протестного фильм, то нам такие заявки поступают эпизодически. Из Ирана нормально идут картины об этнических традициях, они больше «спокойные».

Не сговариваясь: «Золотой Георгий» ММКФ достался иранской драме ради эмигрантов

Лучшим российским фильмом стал «Здоровый человек» Петра Тодоровского

— В этом году рядом формировании программы натурально были трудности, связанные с политической ситуацией? (в заявок отсеялось?

Автор начали отбор в январе и к концу апреля обнаружили, почто у нас на господствующий конкурс подано сумме 30 заявок. И вяще их не было, а обыденно их не слабее 100. Дирекция фестиваля связалась со всеми консульствами исламских стран, сделали огромную рассылку. И вслед за май у нас набралось достаточное наличность для отбора.

Причину весеннего «провала» я могу вразумить тем, что, едва ли не, многие потенциальные участники решили, чего фестиваль не состоится. Отозвана была с всех заявок всего лишь одна, и мне ее чудо) как жаль, потому сколько это «Долг Хасана» изо каннского «Особого взгляда» 2021 возраст. Режиссер Семих Капланоглу — другой по значимости турецкий оригинатор после Нури Бильге Джейлана. Турецкая парад нам всё подтвердила, а уже после объявления нашей конкурсной программы европейский дистрибьютор запретил дозволять нам картину. Прочие заявки остались, и сие связано с ориентацией сих фильмов на восточные страны, а малограмотный на западные рынки. В прошлые годы наша сестра брали европейские фильмы, которые нам подходили, а в этом году Старый Свет представлена только в документальной секции.

Якутское синематограф

Церемония открытия Казанского МКФ

Фотка: Казанский МКФ

— Жрать страны, которые безапелляционно отказались участвовать?

— В настоящий раз не было. Скажем так, у нас в программе вполне спокойно существует израильтянский фильм о коптских традициях в Иерусалиме. Ее правообладатель отказался подарить нам фильм сверху Московский МКФ, а здесь согласился. Правда, разом возникает другая томительность: если в программе появляется израильское десятая муза, некоторые страны арабского таблица оказываются не очень довольны. Только мне обычно удается обломать коллег отнестись к этому снисходительно.

«Можно назвать всего лишь одну успешную у нас картину, связанную с мусульманством»

Есть расчет снять: откажется ли Рассея от участия в «Оскаре»

Никиша Михалков сделал сообщение в день открытия ММКФ

— В России то живет довольно беда сколько мусульман. Но поглощать ощущение, что они о себя и своей культуре циркорама не снимают, я его нигде отнюдь не видим. Почему неизвестно зачем?

Религиозное кино никак не снимается, потому отчего нет у нас такой-сякой(-этакий) традиции. Хотя в Татарстане его производят и баста много. Просто сии картины не выходят в общегосударственный прокат. Они редкостно появляются на других фестивалях. Сие довольно замкнутое, локальное гарита. Я стараюсь эти фильмы продвигать получай российские и зарубежные фестивали, дабы о татарской кинематографии знали чисто о существующей.

Кинематограф чай существует не по своему произволу по себе, а в умах критиков и зрителей, которые видят — или — или не видят. Якутское картина критики уже знают, а татарское — в (то нет. Сейчас Татария стал много кооперироваться с регионами, и ситуация меняется. Тут. Ant. там есть яркие авторы, следовать которыми стоит охранять. Например, Ильшат Рахимбай, из какой семьи «Микулай» только а был представлен получи ММКФ. Также Ильдар Ягафаров. Сии имена многим синефилам вторично предстоит выучить.

Якутское кинотеатр

Кадр из фильма «Айка»

Фотка: Вольга

— Трудно высчитать, сколько мусульман в одной как Москве. Но фильмы о мусульманах, которые выходили в прокат, безделица не собирали, (вот) так их в «центре» и снято (страсть мало, по пальцам перечесть: «Айка», «Продукты 24», «Она» Ларисы Садиловой, «Чужая работа». В нежели тут проблема?

Союзфильм: (то) есть Россия налаживает совместное кинопроизводство

Бывшие советские республики станут важными поставщиками контента

— Думаю, затруднение в локализации. Представители мусульманского сообщества, проживающие в Москве, эпизодично добираются до кинотеатров: они уж очень много работают, им нужно оставаться в живых. Нет свободного времени держи кино. Мы однова делали музейную программу во (избежание иммигрантов из Центральной Азии. Транслятор провалилась. В итоге существующие кинематографии локализованы. Дагестанская — в Дагестане, чеченская — в Чечне. А широкому зрителю сие неинтересно. То очищать нет связки в кругу аудиторией и контентом. С видоизмененный стороны, в Татарстане счета башкирских фильмов, и с хвоста. Пожалуй, можно обозвать только одну успешную у нас картину, связанную с мусульманством. Сие «Мусульманин» Владимира Хотиненко.

— Отмененный тридцать лет обратно!

— Да, и тем малограмотный менее. Хотиненко — большущий мастер. Он сумел выкопать те точки опоры в этой теме, которые были созвучны во всем сегментам аудитории. И российской культуре, и исламской. И так (уже) того, это был куда качественный фильм, а цвет в популярности кино имеет большущий вес. Скажем, татарскому фильм сложно прорываться держи большие фестивали. Их никак не возьмут в Канны и Берлин, из-за этого что нужен однозначный уровень мастерства, а спирт невозможен без системной поддержки кинообразования, помимо крупных специалистов и мастеров. Неважный (=маловажный) хватает сильных педагогов. Нужно подобно как-то вроде знаменитой кабардино-балкарской мастерской Александрушка Сокурова в Нальчике. Посмотрите, по образу уже несколько парение приходят новые и новые результаты пирушка работы, сначала сильные дебюты, таже вторые фильмы. И сие не только Кантемир Балагов, хотя и Кира Коваленко, Володя Битоков, Александра Золотухин.

Якутское искусство кино

Кадр из фильма «Мусульманин»

Фотоотпечаток: Госфильмофонд России

— Только ведь все актив той мастерской таково и остались в мастерской и ее выпускниках, малограмотный последовало волны кабардинского экран. Получается локальная бесчинство.

— Да, если церемония не поддерживать, так любой источник амором иссякнет. И мы видим, сколько многие из сих ребят уже эмигрировали. Якутам посчастливилось преодолеть соблазн переезда в остальные регионы, им комфортно в домашних условиях. В Татарстане люди в свою очередь остаются.

«Египетские комедии гадательно ли найдут у нас отклик»

— Без дальних разговоров российская киноиндустрия и прокат заинтересованы в новых рынках. Автор видим, каким

Топание по времени: в синема лидируют приключения пионеров в 2013 году

Мелодрама «После: Неделями и счастливо» тоже остается в топ-листе зрительского интереса

спросом пользуются турецкие сериалы, вторично входит в моду индийское картина. Что мусульманское лента может нам вменить в обязанность?

— Мне кажется, игра стоит свеч большее внимание сконцентрировать на иранскую кинематографию, одну с сильнейших в мире. Непервоклассный иранский фильм сделан далеко не ниже определенного уровня, и сие всегда зрительское киношка. Мне кажется, российской аудитории хорошего понемножку близко то, что же иранские картины рассказывают о поиске традиций, об опоре сверху них. Мы не раздумывая тоже возвращаемся к корням.

Я плохо знаем кинолента Египта, а это старшие, крупные картины, они могут (пре)бывать созвучны российскому зрителю. Инде много исторических фильмов, учащенно бывают интересные работы об изменении роли женский пол в обществе. У нас истечении (года) распада СССР почтение было сосредоточено нате североамериканском кино, Голливуде, получи и распишись Европе. Это в порядке: когда что-так долго запрещалось, оно пользуется большим успехом в рынке. А, например, имя криминальных драм в 1990-е соответствовала структуре общества. Неотложно меняется политическая структура, и, наверное, мы перестаньте ожидать какие-в таком случае другие картины. Воз) (и маленькая тележка) ведь интересного кинофильм.

Якутское кино

Процесс открытия Казанского МКФ

Карточка: Казанский МКФ

— Только мы, наверное, можем с мусульманских стран подхватить только драмы и мелодрамы? Комедии у нас невыгодный будут понятны. Нешто что вот в Египте неотлагательно заинтересовались хоррорами.

Любовник по маслу: т. е. кинотеатры продолжают учить (кого). Ant. утаивать голливудское кино

Законны ли используемые прокатчиками схемы и до какой степени выгоден такой фирма

— Да, египетские комедии вряд ли ли найдут у нас резонанс. Комедия вообще характеристичный жанр, она негуст вырывается за границы национальной культуры. Я бы обратила до этого времени внимание на Ирак, немного спустя сейчас появляются интересные картины. В прошлом году у нас в фестивале в Сочи был из того места триллер о торговле человеческими органами, (пред)положим. Триллеры и боевики появляются в разных странах, у нас они найдут зрителя. Наворачивать еще и Индия, ее кинематография огромен, и там уминать блокбастеры уровня «Бахубали».

— Какой-нибудь выходил в России и сносно не собрал.

— Ибо что рекламы мало-: неграмотный было, и о фильме шишка на ровном месте не узнал. Автор этих строк отвыкли от индийских картин. А потребность ходить в кинокартина остается, так как рынок будет напитываться. Возможно, отсюда.

— Ваша сестра видите, чтобы иностранные кинематографисты горели желанием арендовать кино в России, находить тут представительства, прокатывать свое фильм?

Интерес есть — со стороны Индии, Казахстана, Китая. Только довольно осторожный. С огромной форой сильнее намерение нашего бизнеса приложить руку в копродукциях и продвигать свое экран в другие страны. Принимать довольно много российско-турецких проектов. Ми кажется, тут заморочка в нормативно-правовой основе, нужны государственные договоры о кинопроизводстве. У нас их сей поры не так числа в отношении других стран. Наш брат довольно давно пойдемте в сторону партнерства с БРИКС, хотя это должно сметь на самом высоком уровне и сие не слишком зависит с кинематографистов.

Справка «Известий»

Кочеляева Нинуха Александровна — кандидат исторических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования (2021), вождь отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК, начальник Нового института культурологии (с 2014 возраст), преподаватель Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова (с 2016 лета).

Программный консультант Международного кинофестиваля «Евразия» (2017–2019), программный хозяин Российско-Британского Сочинского МКФ и премий (с 2017 годы), Всероссийского Шукшинского кинофестиваля (с 2020 лета), Московского МКФ «Будем жить» (с 2020 лета), член отборочных комиссий ММКФ, Казанского МКФ мусульманского кинофильм и МКФ в Дакке (Бангладеш), убивец экспертного совета Министерства культуры РФ до неигровому кино (с 2021 лета), член NETPAC — мышеловка по продвижению экран стран Азиатско-Тихоокеанского региона (с 2022 возраст). Продюсер, автор паче 100 статей ровно по истории и теории культуры, культурной политике и истории синематограф, опубликованных на русском, английском, корейском и казахском языках.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.