ЗНO нe дoлжнo «зaстaвлять» кoгo-тo учиться, — Вaкулeнкo
Функция внeшнeгo нeзaвисимoгo oцeнивaния зaключaeтся в рeйтингoвaнии учaстникoв тeстирoвaния для тoгo, чтoбы лучшиe имели возможность продолжить получение образования в учреждениях высшего образования.
Это в комментарии Освіта.ua отметила заместитель директора Украинского центра оценивания качества образования Татьяна Вакуленко, комментируя заявление языкового омбудсмена о том, что без наличия комплексного обязательного ЗНО по украинскому языку и литературе школьники не смогут овладеть украинским языком.
«Не функция ЗНО — «заставлять» кого-то учиться, читать художественную литературу и т. п. Функция ЗНО — рейтинговать по итогам тестирований участников для того, чтобы лучшие, самые сильные имели возможность продолжить получение качественного образования на следующих уровнях. А вот функцию оценивания, которая непосредственно влияла бы на образовательный процесс в школах, должна выполнять государственная итоговая аттестация», — отмечает Вакуленко.
Она также сообщила, что именно поэтому в Стратегии образовательных оцениваний, разработанной Украинским центром оценивания качества образования, предложена поступальная трансформация ЗНО до 2030 года с целью обеспечения условий для того, чтобы ДПА отвечала потребностям новой украинской школы и способствовала повышению качества образования.
Кроме того, заместитель директора УЦОКО отметила, что результаты международного исследования PISA-2018, за проведение которого в Украине отвечает Украинский центр оценивания качества образования, показали существенные проблемы и с читательской, и с математической, и с естественно-научной грамотностью 15-летних подростков.
Так, только 74,1% украинских 15-летних подростков достигли базового уровня сформированности читательской грамотности, 64,0% — математической, 73,6% — естественно-научной.
По словам Татьяны Вакуленко, опыт других стран-участниц PISA свидетельствует о том, что повышение уровня получателей образования по этим ключевым грамотностям возможно при условии планирования и реализации целевых политик в сфере образования.
«Прежде всего мы должны говорить о политике, касающейся образовательного процесса. О содержании учебных предметов на уровне школы, о качестве их преподавания, о мотивации детей и подростков к осознанному обучению, а учителей — к ответственному преподаванию и т. п. И уже потом — о политике на уровне оценивания выпускников, каким должно быть внешнее независимое оценивание», — отметила заместитель директора Украинского центра оценивания качества образования Татьяна Вакуленко.