Нaкaнунe Нoвoгo гoдa в Якутии вручили свoй «Oскaр» — «Чыпчaaл». Бoльшaя чaсть нaгрaд дoстaлaсь «Пугaлу» Дмитрия Дaвыдoвa, «Чeрнoму снeгу» и «Прoклятoй зeмлe» Стeпaнa Бурнaшeвa. Oбa рeжиссeрa вырoсли в сeлe, кинoунивeрситeтoв нe прoxoдили. Стeпaн, пoлучив спeциaльнoсть инфoрмaтикa-экoнoмистa, снимaeт кинo с 2009 гoдa, пoлучил глaвный премия фeстивaля «Oкнo в Eврoпу» в Выбoргe зa «Чeрный снeг». Митярик Дaвыдoв — пo oбрaзoвaнию учитeль нaчaльныx клaссoв, eщe нeдaвнo прeпoдaвaл в сeльскoй шкoлe, нo пoслe триумфa «Пугaлa» нa «Кинoтaврe» рaбoтaeт тoлькo в кинo.
«Прoклятую зeмлю. Рoк» Стeпaн Бурнaшeв прeдстaвлял нa румынскoм «Дрaкулa фeстe». Oнa снятa нa основе якутского фильма «Проклятая земля» 1996 возраст. Когда Степан только начинал, возлюбленный снимал ужастики, заставлял друзей их вкруг себя взирать очами, сам садился рядом, наблюдая после реакцией. И вот опять вступил в ту а реку. Его 55-летняя халкиопа исчезает. Вернувшаяся из Москвы станция Алена, которую сыграла красивая якутская актрисочка Виолетта Христофорова, пытается найти матонька. Девушке снятся страшные сны: лежит возлюбленная на кровати посреди озера, встречу плывет пустая лодка. Сон повторится воочию. Пока полиция разыскивает пропавшую женщину, ее доча едет в деревню к знахарке в надежде встретиться там мать. Рядом с Аленой отец Дима. Девять лет он ее воспитывал, если родной отец девочки Егор уехал в неизвестном направлении.
Сегодняшнее имя Алены — Аина, означает оно «созидание», «доброе начало». Пришлось его выменять, чтобы обмануть злых духов. Аленка вступает в астральную битву с невидимым человеком, ударяет в черепок. Помогает ей дух предка. На хрена якуты носят русские имена? (для) какого черта мать отправилась туда, откуда, торопись всего, не вернется? Проклятая саксония-анхальд не отпускает, но надежда безграмотный покидает. Выяснится, что в странных событиях прошу извинить советская власть. Шамана надо было втрое перезахоронить, но из-за Октябрьской революции ни одна душа этого не сделал, и теперь его центр тяжести не дает покоя всему роду.
«В годы советской власть имущие нить была оборвана, — говорит Стефан Бурнашев. — Я верю в существование тонкого решетка, сам сталкивался с необъяснимыми явлениями. В семилетнем возрасте остановился что-то около умывальника и заметил человека, которого затем быть не должно. Сильно испугался, залез подина одеяло. Пытался расспрашивать взрослых, да они запретили об этом являться) признаком. Потом уже шаман объяснил, по какой причине это предки приходили меня наведаться. У меня бурная фантазия с детства, однако то, о чем я вам рассказываю, содеялось в реальности. Я ничего не придумал».
Степан перед съемками на (веки (вечные совершает обряд, вербально или в мыслях разговаривает с духами, объясняя, что и на хренищ намерен делать. «Пока что помогает», — говорит симпатия. Скажем, на реке Амга, идеже снимали зловещую лодку, дождь лил по образу из ведра, но начали состругивать сцену с паромом, и тут же появилось феб. Туман сгущался и рассеивался, когда сие было нужно. Как-то Стенюша, помогая иностранным кинематографистам, предложил им умаслить духов. Они отказались. В итоге так-сяк не получилось. Такая земля! «В годы советской руководство шаманизм и нетрадиционную медицину запрещали, — говорит Степуха. — Рассказывают, что НКВДшники устраивали закрытые представления во (избежание своих с приглашением шаманов. Люди оттоле выбегали в ужасе. Советская власть, приезд православия, изменение якутских имен сделали свое функция, но многое в национальной культуре живо».
Нам мало-: неграмотный понять логику героев. Родной пахан Алены оставил жену и дочку, вотчим его заменил. Когда Егор после многие годы появился как идеал на белом коне (буквально), Диму списывают со счетов ради ненадобностью и отправляют в мир почивших предков. Да это наивный подход. Оказывается, Егорка — хороший человек, пожертвовавший счастьем фигурировать с семьей ради спасения дорогих людей через злых духов. У московских зрителей сие вызывает недоумение: теперь любой может уйти семью и оправдать поступок самопожертвованием.
В якутском большой экран многие работают за идею. Степаня Бурнашев — не только режиссер, же и водитель на площадке. Его голосом говорит в области телефону таксист. Все это до малейших подробностей указано в титрах. Не обошли вниманием и актера, лежащего по-под простыней в морге. Все по-честному: сыграл, а как же еще бесплатно, имеешь право держи упоминание. Не каждый возьмется ради роль трупа.
Сбор(ник) «Ыт», отмеченный наградами Варшавского международного кинофестиваля, выраженный в тот же день, состоит изо семи новелл о деревенских жителях, напоминающих шукшинских героев. Митюша Давыдов и Степан Бурнашев написали в области три новеллы самостоятельно, одну дружно, чуть ли не за три дня. «Ыт» означает «стрелять», и выстрелы правда прозвучат. Один герой покупает иномарку, зато хорошо за душой ни гроша. Его подозревают в краже денег у подвыпившего односельчанина. Кто такой-то строит туалет на границе с соседским участком. Чета ссорятся из-за возможных итогов местных выборов. Одна изо новелл основана на реальной истории отца Степана Бурнашева, утихомирившего буяна, державшего в страхе взяв семь раз. Надо было прийти в его чертог, пока другие боятся, проявить дипломатические апроши и угомонить «вышедшего из берегов» односельчанина. Задним числом показов москвичи вспоминали собственные истории жизни, рассказывали о своих страхах. Вслед самую страшную историю вручили притащенный из Якутии сувенир.