Итoги 2020 гoдa в oбрaзoвaнии: глaвныe сoбытия
Уxoдящий гoд зaпoмнится бoльшинству пeдaгoгoв, экспeртoв, учeникoв, студeнтoв, рoдитeлeй и другиx причaстныx к oбрaзoвaнию людeй кoрoнaкризисoм и всeм, чтo с ним связaнo.
Нeудивитeльнo, чтo чaсть глaвныx сoбытий в oбрaзoвaнии являeтся слeдствиeм пaндeмии и внeдрeния кaрaнтинa в стрaнe.
Сeйчaс пeдaгoги и экспeрты сxoдятся вo мнeнии, чтo в будущeм дистaнциoннoe oбрaзoвaниe стaнeт чaстью oбычнoгo oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa.
Пoпутнo стoит пoблaгoдaрить всex пeдaгoгoв, кoтoрыe присoeдинились и рaбoтaли нaд усoвeршeнствoвaниeм свoиx цифровых навыков, обучая детей, учеников и студентов в новых условиях. Каждого администратора, который организовывал образовательный процесс. Работников образовательных учреждений, которые были приобщены к проведению внешнего оценивания, вступительной кампании и началу нового учебного года.
10 главных образовательных событий в 2020 году
1. Объявление карантина и переход на дистанционное обучение.
Пандемия коронавируса поставила образовательную систему страны перед многими вызовами. После объявления общенационального карантина 12 марта большинству педагогов пришлось в домашних условиях усваивать и развивать навыки работы с онлайн инструментами организации образовательного процесса.
Родители ежедневно наблюдали за обучением своих детей, а школьники и студенты изучали учебную программу дистанционно.
Министерством образования и науки были проведены десятки онлайн конференций, предоставлено множество разъяснений, но учебный год удалось завершить.
Также, хотя и с опозданием, было проведено внешнее независимое оценивание и вступительная кампания.
2. Принятие нового закона «Об общем среднем образовании»
Украинский парламент 16 января принял новый Закон Украины «О полном общем среднем образовании».
Принятие нового закона обусловлено потребностью в нормативном обеспечении реформирования системы общего среднего образования, начатого после принятия в 2017 году закона «Об образовании».
Ожидается, что принятие документа будет способствовать повышению качества общего среднего образования, расширению автономии школ, формированию у школьников необходимых для жизни компетентностей, развитию учебных заведений всех форм собственности и т. п.
Также закон нормирует вопрос ресурсного обеспечения школ, принципов осуществления институционального аудита, родительского и ученического самоуправления, вопросы прав и обязанностей участников образовательного процесса.
3. Смена руководства Министерства образования и науки
Вместе с увольнением всего состава правительства Алексея Гончарука должность министра образования и науки покинула Анна Новосад, которая возглавляла министерство с 29 августа 2019 года.
25 марта временное исполнение обязанностей министра образования и науки было возложено на Любомиру Мандзий, основной задачей которой стало управление образовательной отраслью во время жесткого карантина. За три месяца ее руководства был завершен учебный год и осуществлена подготовка к проведению ЗНО и вступительной кампании.
25 июня по предложению президента Владимира Зеленского Кабинет Министров назначил нового и.о. министра образования и науки — ректора Черниговского национального технологического университета Сергея Шкарлета.
Через полгода, 17 декабря, украинский парламент утвердил его кандидатуру на должность министра образования и науки. Считается, что Шкарлет пользуется доверием Офиса Президента и имеет значительную поддержку ректорского корпуса. Против кандидатуры нового министра в основном выступают представители общественных организаций, народные депутаты и лидеры общественного мнения, которые ориентированы на продолжение вектора изменений, заложенного в течение 2015-2019 годов.
4. Запуск образовательного проекта «Всеукраинская школа онлайн»
6 апреля в Украине стартовал масштабный проект «Всеукраинская школа онлайн». В рамках проекта 11 украинских телеканалов транслировали видеоуроки для учеников 5-11 классов. Позже онлайн уроки были запущены и для учеников начальной школы.
Основной целью проекта стало создание для каждого украинского ученика ресурсов и возможности поддержать связь со своими учителями, доступ к знаниям.
В общем трансляция уроков для учеников 1-11 классов во время карантина продолжалась в течение 10 недель. Уроки школы собрали более 16 млн просмотров.
Над созданием видеоуроков работала команда из более чем 200 человек, из них 167 педагогов и образовательных экспертов со всей Украины.
Проект стал возможным благодаря совместным усилиям Офиса Президента Украины, Министерства образования и науки, Комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), PinchukArtCentre, Национального художественного музея Украины, проекта «Книга-мандрівка. Україна», общественного союза «Освіторія».
5. Утверждение нового стандарта для учеников 5-9-х классов
30 сентября Кабинет Министров утвердил Государственный стандарт базового среднего образования. Работа над проектом документа продолжалась несколько лет.
Государственный стандарт базового среднего образования, который определяет обязательные результаты обучения получателей образования в соответствии с принципами Концепции НУШ, будет внедряться для получателей базового среднего образования, начиная с 2022 года.
В документе подчеркивается компетентностный подход к обучению и определены сквозные умения. Зато в Государственном стандарте не определены конкретные учебные предметы для каждой отрасли, а упомянута возможность преподавания интегрированных курсов, которые могут объединять результаты обучения нескольких отраслей, одной отрасли или отдельных составляющих отрасли.
6. Отмена итоговой аттестации для школьников
26 марта в Минобразования было принято решение об отмене ДПА для учеников 4-х и 9-х классов.
Позже, 18 июня, Верховной Радой были приняты законодательные изменения, согласно которым выпускники общего среднего образования также были освобождены от обязательной аттестации и получили право пройти ее по желанию.
Этому предшествовал демарш столичной власти, которая без законодательных оснований, пользуясь политической целесообразностью, 3 июня освободила учеников киевских учебных заведений, которые завершали получение полного общего среднего образования, от обязательного прохождения государственной итоговой аттестации.
В октябре мэр Киева одержал победу на выборах столичного головы, и в ноябре в разгар пандемии отказался от рекомендаций относительно внедрения дистанционного обучения. Наоборот, представители столичной власти начали делать заявления о том, что работа детских садов и школ способствует формированию иммунитета, который снизит агрессивность эпидемии.
7. Отмена проведения пробного ЗНО
13 июня, накануне проведения пробного ЗНО, Кабинет Министров по предложению Министерства здравоохранения принял решение о запрете проведения пробного тестирования.
При этом работники Министерства образования и науки, Украинского и региональных центров оценивания качества образования узнали об отмене пробного ЗНО через средства массовой информации и социальные сети.
Участникам тестирования были предложены видеоматериалы, которые должны были дистанционно ознакомить с процедурой проведения внешнего оценивания.
В то же время, поскольку участие в пробном внешнем независимом оценивании является платным, было принято решение о возвращении участникам уплаченных средств. Выплата средств осуществлялась до 1 декабря. В общем участникам было возвращено почти 42 млн грн. Выплаты осуществлялись из государственного фонда борьбы с COVID-19.
8. Новые требования к питанию в украинских школах
В школьных столовых с 01 января внедряются новые требования к организации школьного питания. Инициатором инициативы является супруга президента Елена Зеленская.
Основной целью изменений является предотвращение поставок в школьные столовые опасных или некачественных пищевых продуктов и возможность выбора разных блюд школьниками.
В школах будет действовать запрет на реализацию технологически обработанных мясных и рыбных блюд, в частности, колбас, сосисок и полуфабрикатов. Кроме того, школы не смогут закупать, реализовывать и предлагать детям сладкие газированные напитки, энергетические напитки и любые другие напитки с содержанием добавленных сахаров.
В течение года к разработке нового меню и регламента питания школьников были привлечены известные рестораторы, лидеры школьного самоуправления, специалисты по диетологии и чиновники, ответственные за организацию питания в школах.
9. Начало учебного года и смешанная форма обучения
Новый учебный год в учебных заведениях начался в соответствии с особенностями эпидемиологической ситуации в каждом регионе.
Одной из ключевых задач в период пандемии стала организация дистанционного и смешанного обучения в учреждениях среднего, профессионального и высшего образования.
Учебные заведения получили рекомендации и протоколы по организации работы в условиях профилактики и распространения коронавируса. Зато, учитывая определенную автономию, школы и университеты принимали решения о режиме работы самостоятельно или следуя рекомендациям местных органов власти.
Кроме того, обеспечение учебных заведений масками, санитайзерами и другими средствами безопасности в основном было возложено на местные власти и руководителей учебных заведений.
10. Избрание нового президента Национальной академии наук
7 октября состоялась избирательная сессия Общего собрания НАН Украины. Новым президентом Национальной академии наук Украины избран академик Украины Анатолий Загородний. За его кандидатуру проголосовали 67,2% избирателей.
До избрания на должность Загородний занимал должность директора Института теоретической физики им. Боголюбова.
Национальная академия наук Украины является высшей научной самоуправляющейся организацией Украины, которая основана на государственной собственности.