Высoкиe сaпoги, oригинaльный пиджaк, длинныe вoлoсы и нeбрeжнo нaбрoшeнный нa шeю длиннущий шaрф. Aлeксaндр Пaнoв свoим oбрaзoм нaпoминaл нигилистa пoзaпрoшлoгo вeкa – и, нaдo скaзaть, истoрию и литeрaтуру oн знaл нa oтличнo.
Выxoдeц с интeллигeнтскoй сeмьи, выпускник филфaкa МГУ, Пaнoв зaявил o сeбe в мoскoвскoм aрт-сooбщeствe в 1900-x гoдax. Выбрaл прекрасен собой псевдоним Федор Ромер – имя позабытого писателя ХIХ века, какой-никакой публиковался в ведущих изданиях своего времени. Панов в свой черед писал для разных видных изданий – по первости в «Независимой газете», журнале «Итоги», по временам в «Коммерсанте». Долгое время он возглавлял участок современного искусства в газете «Культура», хотя когда сменилось руководство, а вместе с ним и направле издания повернулся от прогрессивного к консервативному, Панов сложил власти.
Несколько лет назад он сломал ногу и какое-в таком случае время не мог работать. А как же и время изменилось. Прошли времена свободной журналистики, полной романтики и безудержных экспериментов, к которым привык Алексаха Панов. И все же он продолжал записывать – для «Новой газеты».
Помимо тонких, пронзительных и проницательных событийных статей сверху его счету сотни глубоких и осмысленных текстов, написанных о разных художниках и движениях, которые публиковались в каталогах. Панов-Ромер писал быстро и объемно и при этом заглядывал в самую а в другом: он рисовал ее такой, каковой видел. С его авторским мнением могли безграмотный соглашаться, но каждый его авеста был самоценным произведением искусства. К тому Алексюша был ярким участником арт-процесса: многие действие не случились бы или случились бы по-другому, если бы не он. (пред)положим, был сокуратором Ширяевской биеннале по-под Самарой и сам курировал выставки. А до сего часа именно он придумал название чтобы фестиваля «Архстояние». «…Это не неприметно название фестиваля, имя нарицательное, а целостный термин, означающий искусство экспонирования, отсадка, создавший парк Никола-Ленивец, обличье жизни многих людей… Саша умел учреждать важные для истории смыслы, освещал многим крюк через туман, оставаясь при этом в тени и в скромности», – вспоминает кинопродюсор фестиваля Юлия Бычкова. И это беспричинно.
«Один из тончайших и проницательнейших арт-критиков последних десятилетий, пронзительно мастерский, милый, нелепый, насущно необходимый во (избежание московского культурного пейзажа, а иногда и сливающийся с сим пейзажем до полного взаимного неразличения», – написал о нем пиита и писатель Лев Рубинштейн.
«В сие невозможно поверить, он всегда был и до скончания веков останется огромной частью современного искусства. Александра писал под псевдонимом Федор Ромер. Когда-никогда я его спросила, почему Федор Ромер? Возлюбленный так снисходительно улыбнулся и сказал, отчего что дилетанты и нерешенные вопросы. А в жизни бесцельно бывает, бежишь, торопишься и часто никак не успеваешь поговорить о важном, спросить… В среднем и не узнала от него благодаря чего же так важны были угоду кому) него эти два романа. Круг в качестве своего псевдонима имя забытого писателя сие по-настоящему рыцарский поступок, а Александра был истинным рыцарем», – написала авангардистка Ольга Тобрелутс. Это очень точная ярлык: рыцарь, скромный, при этом бравый, пронзительно талантливый, да настолько, ась? не всегда мог справиться со своим свободно.
Александр Панов знал всех в искусстве, и его знали весь; он был неотъемлемой частью сего мира, который без него ранее не будет прежним: кажется, неразлучно с ним ушла романтика свободного совриска.