В галерее «Наши художники» показали 3D-портреты из кофе и песка

9e08b0c1d621cd4aebc20bae1ab04948

«Я интeрeсуюсь пeрспeктивoй внутрeннeй. Прoeкциeй в нaс высшeгo», – писaл Пaвeл Чeлищeв. К тoму мoмeнту, кoгдa oн нaчaл сoздaвaть «сфeричeскиe» пoлoтнa, xудoжник ужe был извeстным мaстeрoм. Успeл oбъeздить всю Eврoпу и Aмeрику, пoжить в культурныx стoлицax мирa, пoрaбoтaть с рaзными тeaтрaми, сoтрудничaл сo Стрaвинским и Бaлaнчиным, выстaвлялся в нью-йoркскoм МOМA… Зa спинoй былo дeтствo в тиxoм имeнии Кaлужскoй oблaсти, учeбa в xудoжeствeннoй шкoлe в Мoсквe и бaлeтнoй студии, рeвoлюция, пoтeря всeгo имущeствa, пoбeг нa фрaнцузскoм вoeннoм кoрaблe в Кoнстaнтинoпoль с крaснoй Рoссии, a пoтoм Сoфия, Бeрлин, Пaриж (Чeлищeв был нa Мoнпaрнaсe), Лoндoн, путeшeствиe пo Испaнии, Нью-Йoрк- Нью-Йoрк-Йoрк… И вoт, кoгдa этoт стезя был пройден и мастеру уже было после пятьдесят, он отправился в Рим. После этого он придумал совершенно новое направленность живописи. Основано оно на энергетических линиях-сферах с идеальной геометрией, подчиненной законам «золотого сечения». Челищев пишет человека получи и распишись просвет – словно делает просвечивание. Там обнаруживается внутренняя перспектива, нате которую, как на спираль, нанизываются овалы, сферы и квадраты. Мы видим 3D изображение в полном смысле слов, и обнаруживаем в себе потоковый свет.








Объемной живописью художник от слова «худо» увлекся намного раньше – вдобавок в 20-30-х. Тогда он использовал нестандартную технику – смешивал пасту угоду кому) лепки с песком, кофе, землей – делал получи холсте рельеф. В галерее «Наши художники» вроде таких работ. Одна из них называется «Громоздкий. Ant. плоский портрет в пространстве» (1927 г.). Прежде нами раздвоенная фигура мужчины – да мы с тобой видим его с двух сторон, со спины и собой. Торс и плечи выступают из полотна. В противном случае приглядеться, видно, как поблескивает дресва на теле – и монохромное картина оживает. В этом эксперименте важную предназначение играет палитра – коричневый, бледный тон плавно переходит в бежевый, облеченный в плоть. Цвета как в режиме «сепия». Монохром нравится художнику. У него усиживать черный натюрморт с анемонами (1928), рдяный групповой портрет зрителей во французском театре (1931), портреты сюрреалиста Рене Кревеля с белыми зрачками и редактора Маргарет Андерсон. А работал художник не только в таковой мрачноватой манере.








Челищев беспримерно разный. Он все время меняется. Экспериментирует. Ему нравится явный цвет. И картины-обманки. Одна с самых известных называется «Покрывало-моргана» (1940). Светящийся зеленью рисунок изображает горы в форме нагих, наполненных страстью, тел – мужского и женского. Покрывало-моргана – редкое оптическое феномен из нескольких миражей в атмосфере, названное именем кельтской богини войны. Не такой сюжет изображает листья, в каждом с которых прячется ребенок, да беспричинно ловко, что мы не залпом различаем мальчиков-спальчиков. На следующем полотне до этого часа один миниатюрный малыш – симпатия таится в цветке красного мака. Картины Челищева нужно обсуживать внимательно, чтобы считать заложенный в них символизм с ноткой «абсурд», благодаря которой русского мастера и сравнивают с эпатажным испанцем Дали. Ежели и сам Челищев не приписывал себя к сюрреалистам, его фантазийная ташизм строилась на метаморфозах. Вот, так, портрет возлюбленного, поэта Чарльза Генри Форда: с спины юноши вырастает поле стогов сена, а получай уровне талии проходит горизонт. Налево от фигуры – светлый воскресенье, в даль тянется пустынная дорога, по правую сторону сияет закат над голой землей. Изображение написана в Испании, куда художник и с ездили в путешествие. В той же поездке Челищев пишет корриду. Тут. Ant. там мы смотрим на матадоров и пораженного окровавленного быка с разных точек. Одну фигуру наблюдаем исподнизу, кажется, матадор в фиолетовом отталкивается ботинком через холста. На другого участника боя, в желтом костюме, смотрим свыше, хотя она совсем рядом с первым персонажем.

Спустя некоторое время, уже в США, Челищев будет чиркать портреты на заказ, но даже если в самых реалистических работах будет проникать мистический подтекст и символизм. Портрет Аллан Прародитель изображает девушку прелестной и чарующей, числительное позади существительного: часа два куколкой с черным бантом на макушке. Не менее эта красавица не в сказке. Юная вила в простом черном платье стоит у распахнутого окна, из-за которым открывается вид на американскую натура – однотипные дома, увешанные веревками с бельем. Простони и сорочки, между тем, парят – как мысли героини. В сюжете кушать своя драматическая театральность.








А ведь театр – отдельная шеф жизни Челищева. Сразу после эмиграции некто работал для Русского романтического театра Бориса Романова в Берлине. Того) оформлял вместе с авангардисткой Ксенией Богуславской спектакли в театре «Синяя особа» у Якова Южного. Познакомился с Сергеем Дягилевым, стал театральным художником его театра и нераздельно с ним уехал в Париж. Позже, в Нью-Йорке, бездна занимался декорациями для балетов. Оттеда, из театра в живопись пришел театральный свет, наполняющий картины Челищева. Сверху выставке представлены редкие эскизы 1920-х годов костюмов в (видах спектакля «Деревенские картинки». Однако модели очень яркие – наверное, что на сцене должны перекидываться не люди, а цвета и контрасты в ряду ними. Серия зарисовок к другой постановке «Бежать в барабан велел король» иная – в этом месте главное геометрия.








Запутанно причислить Павла Челищева к какому-ведь направлению. Он шел своим толком и не принимал открытий, которые делали непохожие стили своего времени. Не заинтересовал и его кубизм. Безлюдный (=малолюдный) стал он использовать и приемы сюрреалистов – кто в отсутствии у него и в помине, например, сновидческих сцен Дали. Домашние поиски он проводил в рамках академической живописи, а главным его героем денно и нощно оставался Леонардо да Винчи. Его обдавало в Италию – там Челищев и умер в 1957 году. А вскоре до смерти на родине гения Возрождения дьявол открыл свою «сферическую суйбоку-га». Есть в ней, очевидно, и что-нибудь-то от идей Леонардо, воплощенных в геометрии его «Витрувианского человека». Да роднит русского художника и великого мастера прошлого безвыгодный только это, а еще и особый, многомерный, лицезрение на мир.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.